Рост цен на топливо не сказался на графике уборочной кампании, но может отразиться на цене конечной продукции — эксклюзив ТАСС

Уборочная кампания в этом году завершается на фоне рекордно высоких цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Несмотря на это, уборочная по стране завершается в графике, рассказали ТАСС власти, не исключив при этом роста цен на конечную продукцию из-за переплаты за ГСМ. По мнению экспертов, аграриям стоит уходить от парадигмы работы в условиях стабильных цен и активнее внедрять механизмы страхования финансовых рисков.

Снижение есть, но нужно еще

Цены на дизельное топливо, необходимое для работы сельскохозяйственной техники, сейчас варьируются от 53 до 87,3 тыс. рублей за тонну, рассказали власти регионов. По словам учредителя Национального аграрного агентства Александра Гавриленко, цены на дизельное топливо на юге России по сравнению с весенней посевной кампанией выросли в среднем в два раза.

"На прошлой неделе мы провели опрос 30 фермерских хозяйств из разных районов Ростовской области. И выяснили, что если в марте они в среднем покупали солярку по 40-43 рубля за литр, то в начале сентября на пике цена предложения порой доходила до 100 рублей, а в среднем была около 80 рублей", - сказал Гавриленко.

После принятых правительством РФ мер по ограничению экспорта нефтепродуктов, отмечают власти, цены упали на 3-15% от пиковых.

На фоне высоких цен в ряде регионов, в частности, Ростовской области и Краснодарском крае появилась информация о дефиците топлива и его нехватке для завершения уборочных работ. По данным Минсельхоза Краснодарского края, при общей потребности до конца года в 53 тыс. тонн дизельного топлива в наличии оставалось около 20 тыс. тонн (38% от потребности в сентябре - ноябре). В Чувашии констатируют, что у сельхозпроизводителей только 47,9% от потребностей в дизеле. Опасения, что дефицит топлива у аграриев может остановить полевые работы, ранее высказывал глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев.

Впрочем, заведующий сектором экономического департамента института энергетики и финансов Сергей Кондратьев считает, что часто региональные власти и фермеры говорят о дефиците из-за невозможности купить дизельное топливо по "приемлемой цене": " Я думаю, что физического дефицита на рынке сейчас действительно нет, могут быть проблемы с получением топлива в оговоренные сроки из-за того, что система РЖД работает на пределе", - отметил он.

Предзаказ как страхование рисков

Несмотря на рост цен, о срыве графика полевых работ не сообщил никто из опрошенных ТАСС регионов - от Дальнего Востока до юга России. "Сейчас уборка идет в штатном режиме. Сбоев, приостановки каких-либо сезонных работ в полях нет", - сообщили в Министерстве сельского хозяйства Краснодарского края. Но власти уверяют, что незапланированный рост цен на топливо скажется на итоговых ценах на товары. "В нашем регионе удалось избежать срывов поставок топлива, <...> но рост цен, к сожалению, окажет свое негативное влияние на себестоимость производимой продукции", - отметил министр сельского хозяйства Пензенской области Роман Калентьев. С ним согласен один из производителей Белгородской области, ГК "Агро-Белогорье".

По мнению Кондратьева, проблемы у фермеров возникают из-за того, что АПК до сих пор действует в парадигме лимитов и планируемых цен. "Многие крупные хозяйства могли бы выходить на рынок и хеджировать свои риски, но часто все равно работают с колес, закупая топливо на ближайшей нефтебазе", - уточнил эксперт. Этот тезис подтверждают власти Амурской области: их сельскохозяйственные компании заключили контракты с нефтебазами еще весной 2023 года, по ценам того периода, и поэтому ни осенний рост цен, ни последующая их корректировка никак не отразились на их работе.

Те же, кто не имел на руках контракты с предзаказом, были вынуждены покупать ГСМ по фактической цене, не дожидаясь снижения, а ориентируясь прежде всего на погодные условия, необходимые для уборочной, говорит Гавриленко. Больше всего в сложившейся ситуации пострадали небольшие игроки. "Уборочная близится к завершению, цены на ГСМ - жесть, кое-как берем, но ценник - космос", - сообщил один из небольших аграриев Хакасии.

По оценке главы Российского зернового союз Аркадия Злочевского, стоимость топлива составляет порядка 20% в структуре себестоимости зерна. "Нет особых сомнений, что рост цен на конечную продукцию будет", - считает эксперт. При этом цены не зерно регулируются мировым рынком, поэтому в части экспортных цен они вряд ли изменятся - скорее, упадет доход российских поставщиков, заключил он.

Добавить комментарий

Full HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Новости

Аналитика и интересное о зерновом рынке

News in English