Чем объясняется взрывной рост цен на пшено

Сокращение посевных площадей и урожая проса в России привело в 2019 году к резкому росту цен на пшено в рознице. Пшено не относится к числу популярных у населения круп, но входит в список социально значимых продуктов, пишет РБК

Средние цены на пшено в российских магазинах выросли в 2019 году на 83% по сравнению с предыдущим годом, подсчитал РБК на основе ежемесячных данных Росстата. В 2018 году 1 кг пшена стоил в рознице в среднем 40,3 руб., по итогам 2019-го — уже 73,6 руб.

Пшено стало наиболее сильно подорожавшим товаром из перечня социально значимых продуктов, за ценами на которые следит государство: если в течение месяца какой-то из этих товаров подорожает хотя бы в одном регионе более чем на 30%, для него на 90 дней могут установить предельную розничную цену.

Средние цены на другие крупы, входящие в перечень, выросли не так значительно: гречка за год подорожала в среднем всего на 5%, до 52,2 руб. за 1 кг, рис — на 9%, до 68,4 руб. за 1 кг.

Резкое подорожание пшена в рознице зафиксировала и исследовательская компания GfK, отслеживающая покупки 20 тыс. домохозяйств по всей России: по ее данным, за год, с декабря 2018 по ноябрь 2019-го, пшено стоило в магазинах в среднем 90 руб. за 1 кг, что на 61% больше, чем годом ранее. Исследовательская компания Nielsen, специализирующаяся на аудите розничной торговли, зафиксировала рост цен на пшено в ретейле в календарном 2019 году на 75%, до 80 руб. за 1 кг.

Оптовые цены на пшено в 2019 году, по информации Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», сильно колебались: в январе стартовали с 40 руб. за 1 кг, достигнув пика к концу июня — 58 руб.

Почему дорожает пшено

Пшено начало дорожать в рознице еще в июле 2018 года на фоне сокращения посевных площадей, указывает представитель торговой сети «Магнит». В последние годы просо — зерновую культуру, из которой производят пшено, — действительно стали сеять меньше, свидетельствуют данные Росстата. В 2015 году просом было засеяно 595 тыс. га, а в 2018-м — только 260 тыс., что является минимальным показателем в новейшей истории России. Урожай проса в 2018 году стал самым маленьким за последние восемь лет — 217 тыс. т (исторический минимум 133 тыс. т был зафиксирован в 2010 году на фоне засухи).

Аграрии снизили площади посевов проса из-за того, что выручка с одного гектара уменьшалась, объясняет исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. По его данным, до июля 2017 года закупочная цена на эту культуру была на критической для бизнеса отметке 10–11 руб. за 1 кг, что демотивировало использовать просо в севообороте.

Просо — традиционная для России культура — сейчас превратилось в нишевую культуру, считает директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. В структуре производства зерна, по данным Росстата, просо и сорго на последнем месте — в 2018 году на долю этих двух культур приходилось всего 0,2% от общего производства зерновых. Для сравнения: гречиха занимает в структуре производства 0,8%, рис — 0,9%, а 64% производства приходится на пшеницу.

Ситуация на рынке пшена отражает традиционный цикл сельхозпроизводства, уверяет представитель агрохолдинга «АФГ Националь», одного из крупнейших производителей круп. По его словам, когда площади посевов увеличиваются, на рынке возникает переизбыток крупы и цены на нее падают. В следующем сезоне производители сокращают посевные площади в пользу более рентабельных культур, и тогда на рынке возникает дефицит, а цена, соответственно, растет. Тогда производители снова увеличивают площади посевов, и цикл начинается заново, резюмирует представитель «АФГ Националь».

Такая же ситуация, отмечают в «АФГ Националь», наблюдается, например, на рынке гречки: на фоне рекордных урожаев гречихи на Алтае на рынке возник переизбыток и цены снижались два года подряд (в 2018 году средние розничные цены на гречку упали на 29%). Аграрии начали снижать площади посева этой культуры — в результате урожай 2019 года стал минимальным за последние пять лет и гречка снова дорожает.

Динамика посевов зерна сравнима с так называемыми сельскохозяйственными качелями: когда цена растет из-за сокращения предложения, аграрии пытаются засеять больше, когда цена падает — снижают площади посевов, подтверждает Дмитрий Востриков.

Будут ли дальше расти цены

В 2019 году аграрии, по данным Росстата, увеличили посевы проса почти в полтора раза, до 393 тыс. га, и собрали урожай в два раза больше прошлогоднего — 439 тыс. т.

На фоне поступления на рынок нового урожая цены на пшено, как утверждают в «АФГ Националь», уже к сентябрю упали. «Сейчас цены стабилизировались, и мы не видим оснований для существенных колебаний в пределах этого года», — утверждает представитель «АФГ Националь». По словам Вострикова, в прошлом октябре оптовые цены на пшено упали до годового минимума (20 руб. за 1 кг), в январе 2020 года 1 кг стоил 21 руб.

Снижение закупочных цен подтверждают и в «Магните»: цены начали снижаться в сентябре, а к декабрю 2019 года пшено в опте подешевело до уровня декабря 2018 года, в январе снижение продолжилось. В то же время валовый сбор проса остается относительно невысоким, поэтому ждать падения цен до уровня предыдущих нескольких сезонов не стоит, предупреждает Дмитрий Востриков.

Как едят пшено в России

Россияне покупают пшено в среднем два раза в год — на одного покупателя приходится две упаковки, свидетельствуют данные GfK. Для сравнения: рис покупают пять раз в год, всего не более семи упаковок, гречку — три раза в год, в целом три упаковки. За год, с декабря 2018 по ноябрь 2019-го, продажи пшена в натуральном выражении, по данным GfK, снизились на 7%. Продажи риса тем временем выросли на 2%, гречки — на 14%.

Спрос на пшено падает, поскольку россияне предпочитают ему гречку или рис, а также макароны — они, по мнению потребителей, качественнее и лучше подходят для гарнира, отмечает Дмитрий Рылько. Из-за роста цены произошло замещение пшена другими крупами, но, если цены снизятся, потребление восстановится, полагают в «АФГ Националь».

Птичий фактор

У пшена есть еще одна категория потребителей, которая оказывает влияние на спрос, указывает директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Пшеном, напоминает он, традиционно кормили кур и другую домашнюю птицу в сельской местности, но в последнее время такой птицы стало меньше: по данным Росстата, поголовье снижается минимум последние 12 лет, с 2006 по 2018 год оно упало на 27,5%.

Пшено также остается основным кормом для комнатных птичек. Когда производство пшена падает до критического уровня, который «затрагивает попугаев и канареек», рост цен становится взрывным, отмечает Рылько.

Является ли пшено продуктом первой необходимости

Список социально значимых продуктов из 24 позиций правительство утвердило в 2010 году. На каком основании туда было включено пшено, РБК установить не смог. В пресс-службе правительства уточнили, что документ разрабатывал Минпромторг совместно с Минэкономразвития и другими заинтересованными ведомствами. В этих министерствах сообщили, что вопрос не относится к их компетенции.

Заместитель главного диетолога Минздрава Алла Погожева считает включение пшена в перечень социально значимых продуктов оправданным: в этот список входят основные группы продуктов, которые россияне употребляют чаще всего. Пшено не относится к числу наиболее популярных у населения круп, а на гарнир его легко заменить гречкой, рисом, пшеничной и кукурузной крупами, а также картофелем или макаронами, возражает Дмитрий Востриков. По его мнению, в перечень правильнее было бы включать сельхозкультуры, которое растут во всех странах и которые легко можно заменить импортными. Пшено же, указывает Востриков, не относится к так называемым товарам commodity, так как просо растет в основном в России и не распространено на других рынках.

Новости

Аналитика и интересное о зерновом рынке

News in English