Об ожиданиях по урожаю зерна и производству молока, об экспортном потенциале российского агропромышленного комплекса, а также о том, что предпринимает Минсельхоз для сдерживания роста цен на продукты, рассказал в интервью ТАСС министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев.
— Каков прогноз по динамике сельхозпроизводства в этом году? Меняются ли ожидания по урожаю зерновых в 2020 году в России? Сохраняются ли прогнозы по остальным видам продукции? Не ожидается ли дефицита каких-либо товаров?
— Мне кажется, Россия имеет все возможности забыть о слове "дефицит" в отношении продуктов питания. У нас на протяжении последних лет производство продукции АПК демонстрирует рост. Российское сельское хозяйство находится на высоком уровне развития. А сама парадигма нашей отрасли сменилась с импортозамещающей на экспортно ориентированную.
Как я уже сказал, даже в условиях пандемии наши предприятия ни на день не останавливали свою работу, и даже с учетом повышенного спроса в марте-апреле потребности покупателей в основных продуктах питания полностью обеспечивались существующими объемами производства.
Что касается прогнозов, то уверен, что позитивная динамика по итогам года сохранится. По нашему основному продукту — зерну — мы ожидаем урожай на уровне порядка 122,5 млн тонн, в том числе до 75 млн тонн пшеницы. Это позволит полностью обеспечить внутренние потребности страны и продолжить наращивать экспорт. По остальным видам производство останется на стабильном уровне, возможно, несколько выше, чем по итогам прошлого года
— Будут ли достигнуты ключевые показатели новой Доктрины продбезопасности?
— По основным показателям они уже достигнуты. Безусловно, выполним по зерну, мясу, рыбе и ряду других видов продукции. По отдельным категориям, например по молоку, семенам, сможем приблизиться к установленным ориентирам.
— Какова ситуация с экспортом продукции АПК из России? Будет ли достигнут запланированный показатель в 25 млрд долларов по итогам 2020 года? Можно ли говорить о замедлении темпов экспорта в связи с коронавирусом?
— В этом году мы уже поставили за рубеж продовольствия на 11,9 млрд долларов, это на 14% больше, чем годом ранее. Экспортные планы в связи с пандемией коронавируса не изменились, планируем выполнить целевой показатель в 25 млрд долларов. Как я уже сказал, текущая ситуация открывает для нас новые возможности.
Ключевыми экспортными позициями в последние годы выступают, конечно, зерновые — в первую очередь пшеница, а также рыба и морепродукты, растительные масла и кондитерские изделия. Помимо этого, неплохо развивается внешняя торговля животноводческой продукцией. Растут поставки свинины во Вьетнам. Кроме того, даже несмотря на текущую ситуацию, увеличивается объем экспорта птицы и говядины в Китай. Если говорить о других востребованных категориях продукции на экспорт, пожалуй, отдельно отмечу сахар. Благодаря сложившейся ценовой конъюнктуре мы видим положительную динамику. Учитывая перспективы хорошего урожая, ожидаем, что экспорт зерновых также будет достойным и Россия сохранит лидирующие позиции на этом рынке
В целом следует сказать, что с 2019 года для различных видов отечественной продукции АПК были открыты рынки 25 стран. Сейчас мы продолжаем вести большую работу по расширению международных каналов сбыта, а также по продвижению на них российских продовольственных товаров. Импульс этому процессу, безусловно, придаст развитие сети атташе по АПК — представителей Минсельхоза за рубежом. К 2024 году планируем, что они будут представлять интересы нашей отрасли в 50 странах мира. Сейчас занимаемся подготовкой соответствующих кадров на базе специализированной кафедры в МГИМО. Кстати, буквально на прошлой неделе первые слушатели программы профессиональной переподготовки "Атташе по вопросам сельского хозяйства" уже защитили свои выпускные работы. По результатам защиты отберем кандидатов на зачисление в кадровый резерв и часть из них направим в иностранные государства уже в этом году.
— Насколько, на ваш взгляд, эффективно применение механизма экспортной квоты на вывоз зерна из России? Ранее организация "Опора России" отмечала неполное соблюдение правил при выборке нетарифной квоты. Рассмотрено ли обращение организации? Какова позиция Минсельхоза по этому вопросу?
— В текущем сезоне Минсельхоз впервые применил новый механизм экспортной квоты на зерно. По нашему мнению, он доказал свою эффективность. При этом выявлены и некоторые аспекты, требующие совершенствования и доработки. В частности, определенные трудности возникли в середине второго квартала из-за подачи участниками экспортного рынка неполных таможенных деклараций. Тем не менее благодаря совместной работе министерства с экспортерами ситуация была разрешена, что позволило игрокам, не успевшим выбрать квоту, но имеющим зерно на рейде или в портах, избежать убытков.
Для того чтобы более эффективно применять данный механизм в будущем, мы рассматриваем несколько вариантов его корректировки. Во-первых, в настоящее время Минсельхоз инициировал изменения нормативной базы, которые позволят не применять положения неполного таможенного декларирования при выборке квоты и сделают экспортные поставки при введении ограничений понятными и прозрачными для участников рынка.
Кроме того, в целях более справедливого распределения квоты рассматриваем возможность перехода от свободной модели квотирования к частично адресной. Предварительно, адресной планируется сделать лишь часть объема квоты, которая будет распределена между участниками рынка по итогам их показателей в первой половине сезона.
— Планируется ли использовать в следующем году механизм экспортной квоты? Рассматривает ли Минсельхоз возможность введения других мер регулирования отрасли, например, использование пошлины?
— Мы хотим, чтобы механизм квотирования стал постоянным. Российское зерно пользуется повышенным спросом в мире, и отсутствие мер контроля потенциально может привести к его нехватке на внутреннем рынке.
При этом подчеркну, что для первой половины сельхозгода применение данной меры не предполагается. Размер нетарифной квоты будет определяться исходя из балансов поставок и объемов урожая. Планируем определить параметры квотирования совместно с участниками рынка после получения итоговых данных об урожае нового сезона, предположительно в октябре текущего года.
В целом рассчитываем, что в следующем сезоне экспорт зерновых составит 45 млн тонн, включая 35 млн тонн пшеницы.
Что касается пошлины, то это механизм, который забирает часть дохода у сельхозтоваропроизводителя. У нас же стоит задача по наращиванию производства продукции растениеводства. Кроме того, пошлина не защищает внутренний рынок от слишком активного экспорта. Сейчас оснований для применения этого инструмента мы не видим.
— Насколько, на ваш взгляд, оказался эффективным механизм зерновых интервенций?
— Интервенции являются инструментом, который мы применяем в первую очередь для стабилизации цен на зерно. Кроме того, данный механизм направлен на обеспечение внутреннего рынка, торги проходят только для переработчиков продовольственного либо фуражного зерна, а экспортеры, разумеется, исключены. В ходе торгов мы продали из фонда порядка 1,4 млн тонн зерна. Интервенции оказали положительный эффект на рынок, и уже в середине мая произошла заметная стабилизация цен.
В настоящее время по поручению президента для обеспечения внутренних потребностей страны Минсельхоз прорабатывает вопрос создания стабилизационного фонда зерна, который заменит интервенционный фонд. В связи с этим проведение закупочных интервенций в текущем сезоне не планируется. Новую редакцию правил государственных закупочных и товарных интервенций по мере разработки будем обсуждать с участниками зернового рынка — производителями, переработчиками и экспортерами.
— Цифровизация сельского хозяйства в последние годы стала общемировым трендом. Какие меры предпринимает Минсельхоз в данном направлении?
— Это одна из наших стратегических задач на ближайшие десять лет. Ее решение мы напрямую связываем с созданием национальной платформы "Цифровое сельское хозяйство".
В настоящее время активно занимаемся цифровизацией государственных услуг, переводим в электронный вид предоставление господдержки. Этот процесс необходимо сделать проще, быстрее и прозрачнее, исключить из него человеческий фактор. И мы уже этим занимаемся в рамках создания информационной системы цифровых сервисов АПК. Субсидии, гранты, льготные кредиты, льготный лизинг — все это можно будет получить на платформе, интегрированной с Госуслугами.
Сегодня господдержкой пользуется большинство сельхозтоваропроизводителей. Кроме того, около четверти россиян проживают на сельских территориях, на развитие которых до 2025 года планируется выделить 1,5 трлн рублей. Таким образом, доведение этих средств через цифровой сервис упростит жизнь не только аграриям, но и миллионам жителей села.
Пользователями системы станут более 100 тыс. сельхозтоваропроизводителей. Ее функционал будет разработан уже к концу 2020 года, а в следующем году пройдет опытная эксплуатация в девяти пилотных регионах. Рассчитываем, что в 2030 году 100% субсидий и льготных кредитов можно будет оформить в электронном виде. В конечном счете для аграриев это миллионы сэкономленных рублей и человеко-часов ежегодно. Мы подсчитали, что их издержки на подачу отчетности сократятся в три раза.
Еще одно важное направление — создание информационных систем, призванных повысить качество наших управленческих решений. Это системы по мониторингу земель сельхозназначения, управления мелиоративным комплексом. Ведется работа по цифровизации услуг гостехнадзора, контрольно-надзорных функций. Например, для борьбы с контрафактом на рынке семян создается ФГИС "Семеноводство". В комплексе с системой прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, которую мы также планируем создать, это обеспечит прозрачность рынка и, как следствие, повысит качество и безопасность продукции для потребителей.
Мы ожидаем первые глобальные результаты цифровизации АПК уже в этом году, а к 2030 году планируем, что все ключевые отраслевые процессы будут цифровизированы.
— Один из самых насущных вопросов касается цен. Может ли коронавирус и падение курса рубля сильно повлиять на отпускные цены сельхозпроизводителей? Планирует ли Минсельхоз принимать меры по сдерживанию их роста?
— Мы держим ситуацию на постоянном контроле и следим за ценами сельхозтоваропроизводителей на основные категории продукции. Именно для стабилизации цен были применены механизмы зерновой квоты и интервенций, ограничительные меры по экспорту ряда культур за пределы ЕАЭС.
Нужно отметить, что ряд отраслей АПК зависит от импортной составляющей. Она присутствует в разной степени и в растениеводстве, и в животноводстве, и в переработке — используются импортные семена и средства защиты растений, ветпрепараты, оборудование, ингредиенты и упаковка. Поэтому, действительно, из-за волатильности курса производственные затраты у аграриев возросли, а работать в убыток они не могут. В связи с этим мы допускаем определенные корректировки цен.
При этом, чтобы не допустить необоснованных скачков цен на продовольствие, Минсельхоз продолжает системную работу с ФАС и Генеральной прокуратурой.
Добавить комментарий