Зерновой экспорт ТД «РИФ» блокируется 12-е сутки, губернатор поручил разобраться — «Город N»

Суда крупнейшего отечественного зернотрейдера ТД «РИФ» задержаны Россельхознадзором в портах с 18 марта, каждый день потерь стоит компании 1 млн долларов. Компания направила губернатору письмо, сообщив о попытке рейдерского захвата со стороны конкурента — «Деметра-Холдинга». Губернатор поручил минсельхозу Ростовской области разобраться в обстоятельствах, изложенных в письме. По мнению эксперта, нечестная игра конкурента, направленная на передел рынка, тормозит экспорт и усугубляет ситуацию с ценообразованием для крестьян.

С 18 марта флот ростовского зернотрейдера ТД «РИФ», крупнейшего экспортера зерна в России, был остановлен Россельхознадзором во всех портах отгрузки из-за найденной карантинной растительности. На исходе первой недели простоя ТД «РИФ» обратился с письмом к губернатору Ростовской области (есть в распоряжении N), в котором собственник ТД «РИФ» Петр Ходыкин и гендиректор ТД «РИФ» Марина Турянская сообщили о беспрецедентном давлении со стороны крупного столичного конкурента: «В настоящее время компания ТД «РИФ» подвергается беспрецедентному давлению. Зерновой трейдер «Деметра-Холдинг» заставляет собственника компании продать ее активы за ничтожно малую стоимость, которая даже не позволит покрыть текущие долги компании, то есть фактически продать компанию себе в убыток».

В письме уточняется: «ООО «ТД “РИФ”« подвергается рейдерскому, коррупционному захвату с использованием органов власти, органов надзора и контроля. Суда с российской пшеницей, произведенной лидерами российского АПК, заблокированы, что наносит непоправимый вред репутации Российской Федерации на мировом зерновом рынке, приносит компании огромные убытки».

Подробно о том, в чем заключается давление, сообщили «Лента.Ру» и «Газета.Ру». «Лента.Ру» привела данные, согласно которым сорную траву во всех партиях ТД «РИФ» обнаружило подведомственное Россельхознадзору учреждение — ФГБУ «Центр оценки качества зерна».

Убытки «РИФа» от простоя основатель компании Петр Ходыкин оценил в 1 млн долларов в сутки, не говоря уже о репутационных рисках. «За 2023 год мы отгрузили 400 судов. И не было ни одного замечания. Со стороны надзорных органов ни одного возврата ни из одной из стран. Сегодня все суда стоят», — сообщил он корреспонденту «Ленты.Ру».

29 марта, когда верстался номер, г-н Ходыкин сообщил корреспондентке N, что ситуация не изменилась, флот компании все еще стоял. По подсчетам N, за этот период убытки ТД «РИФ» составили 11 млн долларов.

На минувшей неделе N направил запрос в пресс-службу «Деметра-Холдинга» с просьбой о комментарии, однако ответа не получил.

Отметим, что ТД «РИФ» стал крупнейшим экспортером благодаря активному развитию собственной транспортной инфраструктуры: на сегодня в управлении компании 1,5 тысячи вагонов-хопперов и 17 судов класса река — море, портовый терминал в Азове мощностью 1,9 млн т в год, сейчас компания наращивает его мощности до 10 млн т. По оценкам «ПроЗерно», в сельхозсезоне 2022/2023 года компания отправила на экспорт 8 млн т зерна (17,6% от общего объема экспорта, без учета санкционных стран и стран Таможенного союза). По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка компании по итогам 2022 года составила 188,4 млрд рублей, чистая прибыль — 4,3 млрд рублей (более свежие данные пока не опубликованы).

«Деметра-Холдингу» принадлежат крупнейшие в России зерновые терминалы: Новороссийский, доля Новороссийского комбината хлебопродуктов, зерновой терминал в Тамани, несколько ж.-д. операторов, в том числе «Русагротранс», крупнейший оператор по перевозке агропромышленных насыпных грузов. Входящая в состав холдинга компания «Деметра-Трейдинг» была одним из крупнейших отечественных экспортеров вплоть до 2022 года. Однако по итогам прошлого сельхозсезона снизила продажи и выбыла из рейтинга. До 2023 года совладельцем вначале контрольного пакета, затем 45% «Деметра-Холдинга» был банк ВТБ. Снижение объемов экспорта этой компании источники газеты «Коммерсантъ» связывали с санкциями против банка. В июле 2023 года глава ВТБ Андрей Костин заявил о продаже доли в холдинге. Покупателя он не назвал.

N попросил губернатора Василия Голубева прокомментировать ситуацию.

— Письмо от ТД «РИФ» в правительство действительно поступило. Губернатор поручил минсельхозу Ростовской области разобраться в обстоятельствах, изложенных в письме, в рамках компетенции, — сообщила пресс-секретарь губернатора Ирина Четвертакова. — Задача регионального правительства — не допустить снижения объемов экспорта продукции донского АПК. Вместе с тем при решении задач наращивания экспорта зерна нельзя игнорировать требования Россельхознадзора по обеспечению карантинного фитосанитарного благополучия. Дополнительно сообщаю, что правительство Ростовской области оказывало и продолжает оказывать ТД «РИФ» и его подразделениям всемерную государственную поддержку, в том числе по сопровождению и реализации инвестиционного проекта, льготному кредитованию компании на операционную деятельность и т. д.

Сразу после того как вышли первые публикации о ситуации в СМИ, на них отреагировал Россельхознадзор. На его сайте опубликованы два сообщения. В первом служба выразила обеспокоенность карантинным фитосанитарным состоянием экспортных партий российского зерна. В качестве нарушителя приведена одна компания-экспортер — ТД «РИФ»: «Территориальными управлениями Россельхознадзора за 2023-2024 гг. направлено в адрес ТД «РИФ» и его контрагентов 134 уведомления о несоответствии 252 партий зерновой продукции требованиям государств-импортеров», — говорится в сообщении службы. Там же уточняется, что с начала 2024 года у ТД «РИФ» выявлены несоответствия требованиям стран-импортеров в 44 (или 81%) экспортных партиях зерна объемом более 1 млн тонн. Во втором сообщении Россельхознадзор заявил, что считает необходимым внести предложение в Минсельхоз России о перераспределении квот между экспортерами зерна. «Это связано с необходимостью соблюдения экспортерами зерна карантинных фитосанитарных требований и требований в области безопасности и качества зерна», — говорится в сообщении службы. Назван только один экспортер, чьи квоты должны быть перераспределены, — ТД «РИФ».

N направил запрос в ФГБУ «Центр оценки качества зерна» с просьбой прокомментировать заявление ТД «РИФ» о том, что аналогичные партии зерна, которые компания отправляла на экспорт до 18 марта, беспрепятственно проходили проверку по безопасности, качеству и импортным карантинным требованиям. Ответа на этот вопрос учреждение не предоставило, вместо него прислали ссылку на сообщение Россельхознадзора о нарушениях, процитированное выше.

— Остановки флота зернотрейдеров в портах из-за обнаружения сорной растительности нечастое явление, но периодически случаются, — сообщил президент Российского зернового союза N Аркадий Злочевский. — В частности, много лет назад, году в 2012-м, была история, когда у нас тормознулись отгрузки в Ирак, и мы несколько лет вообще не поставляли туда зерно из-за сорной растительности, которую нашел Россельхознадзор. В итоге наши суда все равно попали в Ирак. Были найдены обходные пути: отгрузки были переадресованы на Сирию, и оказалось, что заплатить сирийцам за переадресацию дешевле, чем договориться с фитосанитарами. По слухам, это все было завязано на историю взяток. Потом была история с остановками отгрузок в Египет по причине сорных примесей. Но тогда это быстро разрешилось.

Покупатели во всех этих случаях готовы были взять продукцию, они проверяют ее почище, чем наши инспектора. Их все устраивает. И претензий они никаких не предъявляли в отношении наших отгрузок. Во всех случаях Россельхознадзор таким образом пытался регулировать рынок и взаимоотношения между его субъектами. То, что сейчас происходит с «РИФом», — это не проблема зерна, это — передел рынка. И здесь, по всей видимости, Россельхознадзор выступает как исполнитель чьего-то заказа. Даже с точки зрения логистики, того, как осуществляются отгрузки, ситуация с «РИФом» выглядит очень криво. Потому что все зерно в порту засыпается сверху в банку, а высыпается снизу, и чье зерно там засыпано — не определить. Процесс погрузки зерна — обезличенный. В результате, когда сорную растительность находят у одной единственной компании, а все остальные, кто грузит на этих портовых терминалах, продолжают работу и у них никаких проблем нет, всем очевидно, что это явно подтасованная история.

Комментируя вопрос N, как может отразиться на рынке ситуация с блокированием работы крупного экспортера, г-н Злочевский отметил:

— То, что сейчас одна компания стоит в отгрузках, — это полбеды. Вся беда в том, что каналы отгрузок забиты продукцией этой компании, которая встала, и в результате никто больше грузить через эти каналы не может. Это означает, что мы недогрузим на экспорт приличные объемы зерна. Если эта история будет продолжаться довольно длительное время, то до конца сезона мы не догрузим минимум 2 млн т, а может, и в 2-3 раза больше, в зависимости от того, как будут разворачиваться события. И в конечном итоге это зерно застрянет на российской территории и будет продавливать и так низкие цены. Ценообразование для нашего сельхозпроизводителя сейчас просто катастрофическое. Вся эта история усугубляет ситуацию для крестьян.

В своем письме к губернатору Ростовской области г-н Ходыкин и г-жа Турянская напомнили о словах президента в послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года, в котором он отметил, что бизнес, который работает в России, должен иметь гарантии неприкосновенности собственности, активов и своих новых вложений. «Никому — ни представителям власти, ни сотрудникам правоохранительных органов — не позволено притеснять людей, преступать закон либо использовать его в корыстных целях», — говорил тогда президент.

Все происходящее, конечно, сильно расходится со словами президента.

В письме к губернатору Петр Ходыкин и Марина Турянская сообщили, что собственник не собирается продавать компанию: «Собственник является одним из лучших профессионалов в области зернового трейда, фактически стоящим у его истоков, превратил компанию с нуля, без приватизации 1990-х, в зернового трейдера номер один в России, с современными активами (портом, флотом, парком вагонов). Инвестиционная программа, которая в настоящее время осуществляется в компании, предполагает многомиллиардные вложения. Общество реализует инвестиционный проект “Строительство Азовского зернового терминальнального комплекса”, целью которого является развитие портовой инфраструктуры и расширение производственных мощностей общества. Стоимость инвестиционного проекта — более 5 млрд рублей».

Приводятся в письме и данные об объеме уплаченных налогов: в 2023 году ТД «РИФ» уплатил 16 млрд руб. (в том числе НДФЛ и ЕСН — 3,9 млрд руб., налог на прибыль — 11,9 млрд руб., прочие (налог на землю, транспортный налог) — 0,2 млрд руб.). Экспортная пошлина — 45,5 млрд руб. Уточняется, что собственник платит налоги с выплаченных в России дивидендов.

Источник: «Город N»

Добавить комментарий

Full HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Новости

Аналитика и интересное о зерновом рынке

News in English