Украинская зерновая ассоциация обратилась к Председателю комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики и депутатам с письмом и предостережениями о том, какой значительный ущерб может нанести государственное ценовое регулирование на рынке зерна. Как известно, в ВР зарегистрирован Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О зерне и ринке зерна в Украине» относительно ценового регулирования зерновых ресурсов Украины № 4277 от 28.10.2020, который предусматривает введение государственного регулирования закупочных цен на зерно в Украине.
«Сегодня Украина производит втрое больше зерновых и масличных культур, чем способна потребить сама. Последние несколько лет подряд производство зерновых и масличных превышает 85 млн т, при этом внутреннее потребление не превышает 30 млн. т. А прошлый маркетинговый год стал рекордным для Украины как с стороны производства — 98 млн. т, так и экспорта — 62 млн. т зерновых и масличных. Украина вынуждена просто экспортировать излишки зерна и масличных, поскольку не способна потребить столько зерна самостоятельно, а это дает возможность заработать дополнительные средства аграриям и стране. Так, в 2019 году Украина получила лишь от экспорта зерновых культур более $ 9.6 млрд и по этому показателю заняла второе место в мире после США. В целом же экспорт зерновых и масличных культур с продуктами их переработки приносит около $ 16 млрд ежегодно, а весь аграрный экспорт обеспечивает более 40% валютных поступлений и является основным сегодня фактором поддержки экономики Украины. Более того, Украина имеет значительный потенциал к наращиванию объемов производства зерна за счет повышения урожайности культур», — говорится в сообщении компании.
В связи с тем, что Украина экспортирует в два раза больше зерна, чем потребляет сама, и при этом зерно — это биржевой товар, то цены на него формируются на мировых рынках — это основной индикатор для украинского зернового рынка. При этом для международной торговли характерно разнообразие цен, которое проявляется в том, что один и тот же товар может быть продан по разным ценам, в зависимости от времени и места продажи, от взаимоотношений между продавцом и покупателем, от условий соглашения, характера рынка и источников ценовой информации. Более того, на мировом рынке есть постоянные ценовые колебания, присутствует система надбавок и скидок, которые устанавливаются в зависимости от рыночной конъюнктуры, места и времени торговой сделки и тому подобное.
Украинское зерно не исключение и цены на него формируются на международных рынках, а не производителями или поставщиками зерна. Таким образом, рынок сам регулирует или устанавливает минимальные и максимальные цены на зерновые и масличные культуры. В условиях рыночных механизмов, любое государственное регулирование цен приведет к крайне негативным последствиям, включая снижение спроса на украинское зерно, а затем формирование избыточных запасов, падения цен и в конечном итоге, уменьшению производства зерна и стагнации отрасли. Экономика может потерять более $ 10 млрд экспорта, а это катастрофически уменьшит бюджетные поступления и негативно скажется на курсовой стабильности украинской гривны.
УЗА безусловно гордится тем, что за последние 30 лет отечественная аграрная отрасль не только не утратила позиции по сравнению с 1991 годом, но стала сильнее и более развитой — существенно нарастила объемы как производства, так и экспорта. Так, всего 20 лет назад Украина собирала урожай на уровне 35-40 млн т, а экспорт едва достигал 10 млн т. Сегодня производство плавно движется к отметке 100 млн т ежегодно и экспорта в 70 млн т. Таких результатов удалось достичь в первую очередь из-за отсутствия вмешательства государства в вопросы развития отрасли, трудолюбия украинских аграриев, инвестиций в отрасль и культуре торговли, которая была принесена международными компаниями.
Учитывая европейский вектор движения Украины к цивилизованным практикам ведения бизнеса, отечественные парламентарии и чиновники должны осознавать те негативные последствия государственного регулирования цен, которые пережили европейские страны в прошлом веке. Государственное регулирование цен на зерно или установление минимальных, или максимальных цен на зерновые и масличные культуры отбросит аграрную отрасль Украины в планово-административные экономические условия, при которых рыночные механизмы потеряют всякий смысл. В таких условиях не будет развиваться отрасль, инвестиции приблизятся к нулю, а компании, которые обеспечивают ликвидность на отечественном рынке зерна и дают возможность украинским аграриям выбирать кому и по какой цене продать выращенное зерно, вынуждены будут покинуть нашу страну. Такой сценарий однозначно приведет к стагнации аграрной отрасли, восстановление которой потребует десятки лет и миллиарды инвестиций.
УЗА особо подчеркивает, что на украинском рынке зерна отсутствуют какие-либо проявления монополии, более 20 компаний обеспечивают около 80-90% экспорта, а значит здоровая конкуренция между ними позволяет оптимизировать ведения бизнеса и повышать эффективность производства и экспорта зерна.
Добавить комментарий