На Ставрополье из-за недостатка влаги под угрозой оказались 80% озимых посевов. Возможно ли спасти урожай и к чему приведет провал – разбирался NewsTracker.
Погода против урожая
В последнее время угрозы для ставропольского урожая «внезапно» появляются все чаще и чаще. Например, в 2020 году Ставрополье собрало почти на 40% меньше урожая чем в 2019 году. Урожай зерновых составил 5,2 миллиона тонн. Краевые власти объяснили это «погодными условиями». А в ноябре 2020 года в ряде районов края из-за недостатка влаги в почве не взошли озимые.
При этом эксперты отметили, что засуха была бы нипочем, если бы в крае была развита мелиоративная система, ситуация была бы совершенно другая, но в 1990-е мелиоративные трубы были выкопаны и проданы в Турцию.
Сейчас же действует лишь часть от мощной системы, созданной в СССР. Например, депутат краевой думы Иван Богачев ранее сообщал, что задача по восстановлению мелиорации стоит, однако на ее реализацию потребуется время.
«Важно понимать, что для того, чтобы восстановить мелиорацию в прежних размерах, нужны годы. При СССР у нас было 412 000 гектаров, за год этого не достичь, но мы уже вышли на уровень свыше 100 000 гектаров и будем увеличивать это количество», – отмечал парламентарий.
В новом, 2021 году, над ставропольским урожаем нависли новые угрозы. На ежегодной конференции губернатор Ставрополья Владимир Владимиров рассказал, что посевная, которая прошла в условиях засухи, и бесснежная зима могут плохо отразиться на урожае озимых.
«Зима более снежная чем прошлая, но в метровом слое влагу мы потеряли. Я оцениваю ситуацию как критическую. Сегодня всего лишь 50% всходов, из них меньше 20% в удовлетворительном состоянии. Мы очень хотим, чтобы люди застраховались. 700 миллионов мы готовы выделить на страхование, всех призываем входить в мелиорацию и внедрять новые культуры, для которых наши засухи будут не такими критичными», — сказал губернатор.
В связи со сложной ситуацией в понедельник, 18 января, на оперативке в правительстве состоялось совещание. На нем отметили, что с начала 2021 года на территории края выпало от 6 до 42 миллиметров осадков. Это улучшило ситуацию с влагообеспеченностью почв и спасло озимые посевы.
«Ученые и аграрии изучают состояние озимых посевов, чтобы выработать рекомендации по дальнейшему возделыванию сельхозкультур», – сообщили в пресс-службе губернатора Ставрополья.
Срок десять дней
Председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Ставропольского края Василий Лопатин отметил, что надеяться можно только на погоду.
«Ситуация сохраняется сложная, ее исправить может только погода, на нее и надеемся. Сейчас осадки выпали, и если в феврале будет тепло, то пойдет влага и всходы могут появиться. У нас уже были годы с подобными проблемами, но весна оказывалась дождливой и теплой, были «февральские окна» и мы получали неплохой урожай. Если будет так же – то все будет нормально», – отметил эксперт.
Фермер с более чем полувековым стажем Виктор Пыленок считает ситуацию весьма проблемной.
«Сейчас, конечно, снег лежит, возможно, это как-то поможет, ведь земля совершенно сухая. Зерно дает два корешка, мне коллеги рассказывают, что один уже сухой, а один еще живой. Сейчас мы можем полагаться только на погоду, человеческими силами ничего решить нельзя. Но надеюсь, что последние три снегопада помогут посевам: вначале выпало сантиметров 5, потом 12, сейчас около 10, последний снег лежит», – уверен фермер.
Назвал он и приблизительные сроки.
«До этого он выпадал и сразу таял, вода сразу уходила в землю, сейчас же земля лежит под снегом, поля не голые, как были раньше, и не клочками. Но, например, рапса, скорее всего не будет. По-хорошему, все может наладиться, если снег пролежит хотя бы десять дней. Но оптимизма нет – с понедельника снова ожидается плюсовая температура», – поделился мнением Пыленок.
«Предпоследний провал»
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил, что обвинение в неурожае только климата может сгодиться лишь для «внутреннего потребления», но провести власти страны будет сложнее.
«Информация о том, что происходит в регионах, в Москву поступает не только от вертикалей власти, но и от самых различных федеральных чиновников, находящихся здесь либо наблюдающих за регионом. Другой вопрос – насколько эта информация переработана и правильно подана, так как информационные потоки идут из каждого региона, а куратор обычно сидит один на несколько регионов и голова у него болит о нескольких одновременно. Теоретически у Москвы есть вся информация обо всех, но все документы изучить невозможно, она «тонет» в них. Сейчас, благодаря компьютерам и Интернету, ситуация лучше, чем во времена СССР, но усвоить абсолютно весь материал очень трудно», – рассказал политолог.
При этом, в отличие от многих других регионов, за Ставропольем ведется особое наблюдение.
«Ставропольский край – один из ключевых аграрных регионов страны, он вместе с Ростовской областью и Краснодарским краем являются «становой базой» сельского хозяйства страны. То есть как с Тюмени спрашивают за нефть, у Ставрополья спрашивают за пшеницу. Президент прямо сказал, что экспорт зерна у нас превышает экспорт оружия, для России это еще и международный имидж. А министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев – очень влиятельный человек и может напрямую нажаловаться наверх», – указал эксперт.
Очередной неурожай в Ставропольском крае, конечно, повлияет на отношение Москвы к региональной власти.
«Люди, у которых повторяются неудачи, ни в какой стране мира ни одному начальству не нравятся. Поскольку данные неудачи можно списать на климат, который действительно проблемный в мире вообще, и в России в частности, то прямого немедленного реагирования не будет. То есть к осени «головы не полетят», но еще одна «галочка» будет поставлена. Другой вопрос: на кого менять эти «головы»: у нас гораздо меньше желающих занять эти должности, чем кажется снаружи», – считает Журавлев.
Но в 2022 году краевые власти максимально должны настроиться на достойный урожай.
«В случае неурожая 2021 года в качестве некоего «ритуала», возможно, получится отделаться сменой министра сельского хозяйства, но «галочка» все равно останется. А если после снятия министра на следующий год урожай будет фантастический – тогда и «галочку» снимут. Если же опять будет неурожай, неважно по какой причине: погода или безграмотность, то снимать людей повыше осенью 2022 года уже будет Москва», – поделился мнением генеральный директор Института региональных проблем.
Добавить комментарий