Зерновой союз Казахстана обратился в уполномоченные государственные органы РК и НПП РК «Атамекен» с обоснованным предложением не поддерживать инициативу Минэкономразвития РФ об унификации в Евразийском экономическом союзе экспортных пошлин на зерновые.
Данное предложение в начале апреля т.г. было направлено российской стороной в адрес Евразийской экономической комиссии с просьбой вынести его на рассмотрение заседания Евразийского межправительственного совета, запланированного на 29-30 апреля т.г.
Унификацию экспортных пошлин предложено провести на базе действующих в РФ вывозных пошлин на пшеницу, ячмень, кукурузу, семена подсолнечника, а также масла подсолнечного.
Как известно, данные меры таможенно-тарифного ограничения были введены Правительством РФ в целях сдерживания потребительских цен на отдельные наиболее чувствительные категории товаров. Однако, по мнению российской стороны ввиду отсутствия таможенных границ в ЕАЭС и наличия рисков «перетока» регулируемой продукции в другие страны-участницы ЕАЭС и далее ее беспошлинного экспорта, значительно снижается эффективность мер, принимаемых Правительством РФ.
По мнению Зернового союза Казахстана, обоснованность в наличии вышеуказанных рисков и, следовательно, целесообразность в принятии предложения российской стороны отсутствует ввиду следующих факторов. Согласно официальной статистике ЕЭК доля экспорта указанных категорий товаров в Казахстан незначительна и занимает в общем объеме российского экспорта не более 3-5%.
Основной причиной, ограничившей в текущем сезоне импорт российского зерна в Казахстан, послужило решение АО «НК «КТЖ» о применении к импорту российского зерна транзитного тарифа при завозе и движении такого зерна по территории Казахстана. Последовавшее за этим увеличение стоимости импорта российского зерна привело к резкому снижению интереса казахстанских участников зернового рынка к российскому зерну.
Также следует отметить, что предложение Минэкономразвития РФ о применении странами ЕАЭС единых ставок экспортных пошлин, ежемесячно рассчитываемых на основе мониторинга котировок российских бирж и других источников, не учитывает специфику ценообразования на казахстанскую продукцию, ориентированную в большей степени не на мировые рынки сбыта, а на региональные. Поэтому ценообразование на казахстанскую продукцию формируется, главным образом, под влиянием платежеспособного спроса со стороны традиционных рынков сбыта, изменения объема предложения со стороны казахстанских экспортеров, а также цен на продукцию, сложившихся в приграничных с Казахстаном регионах РФ. Мировые тенденции не оказывают существенное влияние на ценообразование в регионе, а лишь задают общий тренд.
Ставки экспортных пошлин на зерно, применяемые в РФ и рассчитанные от базовой цены (например, пшеница 200 долл. США, ячмень и кукуруза 180 долл. США), не одинаково приемлемы для казахстанского и российского производителя, так как уровень себестоимости продукции и доходность у производителей Казахстана и РФ существенно отличается. Так, если в Казахстане средняя урожайность пшеницы и ячменя составляет 10-12 ц/га, то в РФ – 25-26 ц/га, уровень господдержки в РФ также заметно отличается не в пользу казахстанских производителей. Об этом известно и российским, и казахстанским государственным органам. Следовательно, предлагаемый МЭР РФ подход заведомо ставит казахстанских производителей в неравное положение по сравнению с российскими коллегами, и предоставляет российскому зерновому рынку дополнительное конкурентное преимущество.
В итоге, как уже ранее отмечалось, объективных причин для введения Казахстаном мер таможенно-тарифного регулирования экспорта, аналогичных мерам, принятым Правительством РФ, не существует. И более того, предложения Минэкономразвития РФ не учитывают специфику и интересы казахстанского зернового рынка, а создают условия для продвижения в последующем российской продукции на традиционные рынки сбыта казахстанского зерна и муки.
Добавить комментарий