Текущая ситуация, связанная с обсуждением возможного регулирования рынка зерна в предстоящем сезоне, требует от его участников сформировать консолидированную позицию на основе объективной оценки последствий ожидаемого снижения производства зерна и, в случае необходимости, предложить адекватные меры регулирования рынка в оптимальные сроки.
Традиционно к наиболее чувствительным сельхозкультурам, требующим особого внимания для максимального удовлетворения объемов внутренней потребности, относятся пшеница мягкая, ячмень и семена подсолнечника.
Особенности предстоящего сезона
- Неблагоприятные погодные условия в период вегетации растений стали главной причиной, способствовавшей повышенному вниманию к оценке будущего урожая и первоначальному прогнозу о возможном существенном сокращении объемов производства чувствительных сельхозкультур в Казахстане.
- Осадки, выпавшие во второй половине июле, в целом благоприятно отразились на состоянии сельхозкультур и улучшили последующие прогнозы по урожайности и объемам производства.
- Активность государственных органов, связанная с первоначальной оценкой урожая (до июльских осадков), а также инициативы зернопереработчиков о введении пошлины либо иного ограничения экспорта зерна настораживают участников рынка, в ожидании принятия решения об ограничении экспорта заметен растущий ажиотаж перед началом нового сезона.
- На фоне обсуждения в Казахстане возможного ограничения экспорта зерна традиционные импортеры активно изучают варианты замещения казахстанского зерна поставками из Российской Федерации.
- Текущая ситуация на казахстанском рынке, а также относительно низкие цены на зерно в приграничных регионах Российской Федерации создают предпосылки для существенного роста объемов импорта. В новом сезоне ожидается увеличение объемов и нелегального импорта пшеницы мягкой.
- Высокая себестоимости зерна нового урожая, связанная как с ежегодным ростом цен на средства производства, так и снижением урожайности в предстоящем сезоне, вынуждает производителей зерна ожидать достойную цену на внутреннем рынке. По нашей оценке, «точка безубыточности» в предстоящем сезоне для большинства производителей пшеницы мягкой составит не менее 100 тыс. тенге за одну тонну. Только такая цена позволит им рассчитаться по своим обязательствам и иметь минимальную рентабельность.
- Формирование внутренних цен выше «точки безубыточности» зернопроизводителей не гарантировано, следовательно, сохраняются высокие риски, связанные с убыточностью зернопроизводства в предстоящем сезоне, срывом исполнения зернопроизводителями своих обязательств и серьезному ухудшению их финансового состояния. Поэтому крайне важно отложить любые меры поддержки других участников зернового рынка, ведущие к искусственному ограничению внутреннего платежеспособного спроса и сокращению доходов зернопроизводителей.
- Внутренний платежеспособный спрос, формируемый на конкурентной основе зернотрейдерами и мукомолами, выступает инструментом поддержки закупочной цены. При этом в среднем за последние 5 лет зернотрейдеры закупают пшеницу у производителей зерна в объеме 4 млн. тонн, мукомолы - около 2,5 млн. тонн в год. Поддержка и стимулирование мукомолов неизбежно приведет к монополизации закупа одним из участников рынка, обвалу внутренних цен и снижению рентабельности зернопроизводства.
- Высокие по сравнению с текущим сезоном внутренние цены на зерно отразятся и на экспортных ценах в новом сезоне. Поэтому импортеры в начале сезона могут вынужденно снизить темпы импорта в ожидании корректировки цен. Следовательно, в этот период закуп зерна будут активно осуществлять на внутреннем рынке в основном мукомолы.
- Растущий импорт российского зерна будет способствовать удовлетворению объемов потребности и стабилизации внутренних цен на рынке Казахстана.
- Нестабильная геополитическая ситуация в Афганистане может негативно отразиться на темпы и объемы импорта казахстанского зерна и муки странами Центральной Азии, и также может оказать влияние на стабилизацию внутренних цен в Казахстане.
Предварительная оценка производства и экспортного потенциала зерна
Неблагоприятные погодные условия в период вегетации сельхозкультур внесли коррективы в прогнозы по урожайности и объемам их производства. Так, согласно июньской оценке Международного совета по зерну объем производства пшеницы в Казахстане снижен до 12,5 млн тонн в физическом весе (майская оценка - 13,6 млн. тонн). Последовавшие июльские осадки также внесут свои коррективы и, возможно, последующая оценка Совета будет изменена.
По нашим прогнозам, объем производства пшеницы в физическом весе составит 11,9 млн. тонн при средней урожайности по стране 10,4 ц/га и убранной площади 11,4 млн. га. В зачтенном весе объем производства пшеницы мягкой составит 10,6 млн. тонн против 12 млн. тонн в текущем сезоне.
В новом сезоне ожидается увеличение импорта российской пшеницы до 2 млн. тонн против 1,1 млн. тонн в текущем сезоне. Этому способствуют ожидаемый высокий урожай зерна в приграничных регионах Российской Федерации и относительно низкие цены, сложившиеся там. С учетом переходящих остатков в 1,5 млн. тонн и объемов импорта российского зерна общее предложение пшеницы мягкой в Казахстане составит 14,1 млн. тонн против 13,8 млн. тонн в текущем сезоне. Внутреннее потребление оценивается на уровне текущего сезона и составит 5,9 млн. тонн. Экспортный потенциал пшеницы мягкой и муки в зерновом эквиваленте оценивается в 6,4 млн. тонн против 6,6 млн тонн в текущем сезоне. Переходящие запасы – 1,8 млн. тонн против 1,5 млн. тонн в текущем сезоне.
Производство ячменя оценивается в 2,8 млн. тонн в зачтенном весе против 3,2 млн. тонн в текущем сезоне. С учетом переходящих запасов общее предложение ячменя в новом сезоне составит около 3 млн. тонн против 3,6 млн. тонн в текущем сезоне. Прогноз внутреннего потребления ячменя - около 2 млн. тонн или на уровне среднего объема потребления в трех последних сезонах. Экспортный потенциал ячменя оценивается в 1 млн. тонн, что ниже уровня среднего объема экспорта в трех последних сезонах (1,3 млн. тонн). Переходящие запасы – менее 100 тыс. тонн против 200 тыс. тонн в текущем сезоне.
Предварительная оценка объемов производства семян подсолнечника составляет 822 тыс. тонн в зачтенном весе против 778,3 тыс. тонн в текущем сезоне. Импорт из Российской Федерации оценивается в 40 тыс. тонн. С учетом переходящих запасов 13 тыс. тонн и импорта общее предложение семян подсолнечника в новом сезоне составит 875 тыс. тонн против 901,1 тыс. тонн в текущем сезоне. Прогноз внутреннего потребления 543 тыс. тонн против 528 тыс. тонн в текущем сезоне. Экспортный потенциал семян подсолнечника оценивается в объеме 300 тыс. тонн против 360 тыс. тонн в текущем сезоне.
Согласно предварительной оценке, ожидаемые объемы производства чувствительных сельхозкультур не представляют серьезной угрозы и достаточны для обеспечения потребности внутреннего рынка. При этом важно постоянно проводить наблюдение за темпами и объемами экспорта в течение первой половины предстоящего сезона и рассматривать объективную необходимость регулирования рынка только в случае достижения определенного уровня фактического экспорта, рассчитанного от экспортного потенциала той или иной чувствительной для рынка сельхозкультуры (по нашим оценкам – не ранее февраля 2022 года). Предложения о регулировании рынка должны основываться на детальной оценке его состояния, определения цели, а также продуманных механизмов регулирования и анализа последствий, сопутствующих им. Решение о вмешательстве и регулировании рынка должно рассматриваться в качестве исключительной меры.
Регулирование экспорта, преследующее цель стабилизации внутренних цен на уровне ниже «точки безубыточности» зернопроизводителей, приведет в ближайшей перспективе к последствиям, которые потребуют длительного периода восстановления, дополнительных финансовых ресурсов на поддержку производства и возвращения казахстанского зерна на традиционные рынки сбыта.
Меры регулирования экспорта зерна
1. Запрет на вывоз зерна с территории Республики Казахстан.
По сути своей является крайней мерой, применяемой в случаях, когда иные меры приняты и не приводят к достижению поставленной цели регулирования рынка. Характеризуются существенным снижением внутренних цен и доходов зернопроизводителей. Может привести к ухудшению финансового состояния зернопроизводителей, сокращению площади посевов и рабочих мест как в производстве зерна, так и в смежных сервисных секторах, увеличению площади залежных земель.
2. Пошлины на вывоз зерна с территории Республики Казахстан.
Приводят к корректировке внутренних цен и снижению доходов зернопроизводителей, несущественно влияют на обеспечение внутренней потребности в зерне, оказывают влияние на темпы экспорта зерна.
3. Количественные ограничения (квоты) на вывоз зерна с территории Республики Казахстан.
Позволяют регулировать объемы и темпы экспорта зерна, существенно влияют на обеспечение внутренний потребности в зерне, оказывают незначительное влияние на стабилизацию внутренних цен и доходы зернопроизводителей.
4. Товарные интервенции.
Наиболее предпочтительная мера регулирования рынка, позволяющая обеспечить внутренние потребности в зерне и стабилизации цен (при условии достаточного объема резервов у Продкорпорации), не приводят к снижению доходов зернопроизводителей, позволяют рынку функционировать в обычном режиме.
Предложения по созданию прозрачного механизма принятия решения о регулировании рынка зерна
- Приостановить до 15 августа текущую работу по подготовке предложений о регулировании экспорта зерна (квотирование, введение пошлин, запрет) во избежание преждевременного принятия решения, а также для создания прозрачного механизма принятия и предсказуемости решения о регулировании рынка, предусматривающего обязательное участие в его обсуждении отраслевых союзов и НПП РК «Атамекен».
- Сформировать при Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан оперативную группу из числа представителей заинтересованных государственных органов и организаций, отраслевых союзов и НПП РК «Атамекен».
- Оперативная группа:
- на основе видового урожая, не позднее 1 сентября т.г., сформирует предварительный баланс зерна, определив объемы потребности внутреннего рынка и экспортного потенциала по видам сельхозкультур;
- по завершению уборочной кампании, не позднее 1 ноября т.г., сформирует окончательный баланс зерна с объемами внутреннего потребления и экспортного потенциала;
- на постоянной основе будет проводить наблюдение за состоянием рынка и, в случае необходимости, своевременно вносить согласованные предложения о цели, мерах и механизмах регулирования зернового рынка. При этом важно соблюсти адекватность предлагаемых мер цели регулирования рынка. Предложение о запрете на экспорт возможно только в исключительных случаях;
- в период действия принятых мер по регулированию рынка будет проводить оценку их влияния на состояние рынка и, в случае необходимости, вносить согласованные предложения по их корректировке.
- Меры регулирования рынка должны вводится только после заблаговременного (за 30 календарных дней) уведомления об этом участников зернового рынка.
Добавить комментарий