В 2022 г. погрузка зерна на ж/д будет зависеть от урожая, конъюнктуры и регуляторных решений

По итогам 2021 года погрузка зерна на сети ОАО «РЖД» составила 25 млн т, что на 10,1% ниже уровня 2020-го. Однако в течение 2021 года наблюдалась разнонаправленная динамика погрузки зерна: в начале года она была положительная и существенно превышала уровень 2020-го, а во второй половине 2021-го погрузка начала сокращаться. Это в том числе связано с высокой грузовой базой 2020 года – во второй половине года были установлены неоднократные рекорды по погрузке зерна.

На динамику погрузки по видам сообщения оказали влияния принятые правительством регуляторные решения. Например, в целях сдерживания роста экспортных отправок правительством РФ в начале февраля 2021 года были утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из страны за пределы государств – участников соглашения о Таможенном союзе, что в том числе способствовало сокращению отправок зерновых на экспорт. По итогам марта погрузка зерна на экспорт относительно 2020 года сократилась на 7%.

С июня 2021 года правительством РФ был введен в действие механизм зернового демпфера. В результате чего введена плавающая пошлина на вывоз из России основных зерновых культур, которая зависит от цены на мировом рынке. Кроме того, введен возврат уплаченных экспортерам пошлин на зерно обратно в сельское хозяйство.

По итогам 2021 года в результате предпринятых мер погрузка во внутреннем сообщении сократилась только на 2,6%, в то время как снижение погрузки на экспорт превысило 15%.

В последнее время происходит активная контейнеризация зернового рынка: в 2021 году перевозки зерна в контейнерах увеличились в 2,2 раза. Рост происходит преимущественно при отправках на экспорт. Отчасти такая динамика связана с приоритетным пропуском контейнерных поездов через государственные границы в связи с действующими ограничениями, препятствующими распространению пандемии, а также с локальным дефицитом подвижного состава (зерновозов) в период существенного роста отправок зерна.

Возникновению локального дефицита подвижного состава также способствует неритмичность работы железнодорожной сети. Например, по итогам работы за 2021 год участковая и техническая скорость ОАО «РЖД» сократилась на 4,6 и 2,2% соответственно. Средняя скорость доставки отправки снизилась на 6,6%, до 375 км/сут.

В январе текущего года погрузка зерна сократилась на 30,9%. Такая динамика обоснована высоким уровнем грузовой базы начала прошлого года – в январе 2021 года рост погрузки превысил 70% к аналогичному периоду 2020-го, что связано с существенными отгрузками зерна на экспорт в ожидании вступления в силу экспортных ограничений в феврале. В связи с этим погрузка на экспорт в январе 2021 года показала более чем двукратный рост.

В целом в 2022 году динамика погрузки зерна на железнодорожном транспорте будет зависеть от урожая и сбора зерновых, от конъюнктуры внешнего рынка, а также от дополнительных принятых правительством регуляторных решений.

Автор: Александр Слободяник, заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта, руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ
Источник: РЖД-Партнер.РУ

Добавить комментарий

Full HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Новости

Аналитика и интересное о зерновом рынке

News in English