В России могут создать государственный резерв семенного материала, а Минсельхоз должен сформировать госзаказ на семена высшей репродукции — чтобы их хватило всем производителям. Об этом шла речь 12 апреля на совещании ведущих отечественных селекционеров с участием представителей Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, пишет Парламентская газета.
Под санкциями нашей стране придется жить долго, поэтому для обеспечения показателей Доктрины продовольственной безопасности необходимо использовать все внутренние резервы, сказал, начиная «максимально откровенный» разговор, глава думского комитета Сергей Кабышев. К работе ученых сегодня приковано повышенное внимание, от них ждут результатов, и исследователи готовы их предъявить, уверен депутат. Но есть и ряд трудностей, мешающих отечественным селекционерам быстро и массово занять рынок.
В России — 88 научных организаций в сфере сельского хозяйства. За последнее время их финансирование выросло более чем вдвое: с 6,6 миллиарда рублей в 2013 году до 14,9 миллиарда в 2021-м. Доходы из внебюджетных источников за этот же период увеличились с 6,1 до 15,1 миллиарда рублей, поэтому сельхознауку вполне можно назвать реальным сектором экономики, отметил директор департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки Вугар Багиров. Открыты 35 новых селекционных центров, в которые пришли работать более тысячи молодых ученых.
Из результатов — создание 29 конкурентоспособных сортов картофеля, которые отличаются высокой урожайностью и устойчивостью к вредителям. За последние четыре года наши ученые вывели 21 гибрид сахарной свеклы, не уступающий иностранным аналогам по урожайности и сахаристости. Неплохо обстоят дела с зерновыми: например, пшеницей Россия обеспечивает себя более чем на 90 процентов, зернобобовыми — на 86 процентов, а вот рапсом — только наполовину, кукурузой — и того меньше, лишь на 45 процентов. Наша страна — самый крупный в мире экспортер зерна, подчеркнул представитель Минобрнауки.
И все же на российском рынке семян доминирует импорт, вытесняющий российские сорта.
«Засухоустойчивость и устойчивость к болезням у нашей сахарной свеклы выше, но иностранные сорта лучше популяризированы. Маркетинг у нас хромает», — констатировал Вугар Багиров.
Еще одна проблема — кадры. Старшее поколение селекционеров уходит на покой, молодежь только набирает обороты, а специалистов среднего возраста крайне мало. Профи для сельского хозяйства готовят 54 вуза, но в них, как признался представитель Минобрнауки, очень низкий уровень ЕГЭ. «Эти вузы необходимо сохранить, но в составе больших государственных университетов, чтобы они получили новое развитие, — уверен Багиров. — Еще один момент — практика: в советское время в стране было 80 учебных хозяйств, сейчас — только семь».
«Подружить» науку и производство должен Минсельхоз, считает директор исследовательского центра «Немчиновка» Сергей Воронов. Следует, по его мнению, сформировать пул крепких семеноводческих хозяйств, которым бы всегда были доступны достижения селекционеров, а сейчас получается, что «мы создаем, а дальше — провал».
Отраслевым союзам пора перестать лоббировать иностранную продукцию, поскольку ситуация серьезно изменилась, заявила главный научный сотрудник Уральского НИИ сельского хозяйства Елена Шанина.
«Уровень селекции в России 15 лет назад и сейчас — несравним, — прокомментировала она. — Производители заинтересованы в этих сортах, а на иностранной продукции мы долго не протянем. Нужно менять подходы и представления».
Минсельхозу следует сформировать госзаказ на семена до 2030 года с возможностью ежегодной корректировки. Это предложение Вугара Багирова нашло поддержку в думском Комитете по науке. Депутат Ольга Пилипенко уверена, что необходимо изучать и всегда знать потребность производителей в семенах: чтобы наука не работала впустую. Кроме того, она предложила усилить продвижение отечественных семян на отечественный же рынок. Ее удивило, что при наличии конкурентных сортов они остаются невостребованными — это противоречит концепции Доктрины продовольственной безопасности.
Создание государственного резерва семян — еще одно предложение Минобрнауки. Такой резерв гарантированно обеспечит страну местным селекционно-генетическим материалом, даже если прекратятся поставки из-за рубежа.
В 2023 году вступят в силу положения нового закона о семеноводстве, которые, в частности, обяжут производителей проверять гибриды на ГМО, напомнил глава Северо-Кавказского научного аграрного центра Валерий Кулинцев. Он предложил не применять эту процедуру к отечественным сортам, генетика которых уже известна, ведь это потребует от производителей дополнительных миллионных затрат.
Добавить комментарий