Мелкие компании, торгующие пшеницей на мировом рынке, из-за задержек оплаты поставок начинают сворачивать деятельность. Выход для рынка - в обращении к кооперации, пишет Юг Times.
Последние несколько лет российские аграрии наращивали объемы поставок отечественной пшеницы и других культур на мировые рынки. Стране удалось закрепить за собой статус зерновой державы. На пути сельскохозяйственной отрасли к новым рекордам всегда возникали те или иные препятствия, среди них были и внутренние, такие как ограниченные мощности портов, перегруженность железной дороги и нехватка грузовых вагонов, различные пошлины. Сегодня на ситуацию также влияют и геополитические решения, ответная реакция зарубежных стран на военную спецоперацию в Украине. В каких условиях сейчас функционирует российский экспортный рынок зерна и каковы перспективы, рассказал собеседник «Юг Times».
Эдуард Зернин, исполнительный директор Союза экспортеров зерна.
-Эдуард Петрович, прежде всего расскажите, пожалуйста, какую долю занимает экспорт российского зерна и какие страны его импортируют. - Чтобы не было никаких претензий, приведу оценку доли российского экспорта зерна от Минсельхоза США. По этим данным, Россия занимает 16,5 процента мирового экспорта зерна. На сегодняшний день страна является лидером по поставкам зерна. Наши основные потребители - государства Ближнего Востока, Африки, Азии. Более 20 процентов пшеницы мы поставляем в Турцию, 13,5% - в Иран, 17,4% - в Египет. На этот год квота зерна для экспорта составляет 50 миллионов тонн.
Международные отношения
- Насколько отрасль затронули различные санкции, введенные западными странами в связи с обстановкой на Украине?
- Сегодня у нас сложилась парадоксальная ситуация. Она заключается в том, что наша продукция - это гуманитарный товар, и введение против нее санкций противоречит самому духу, который заложен в уставе ООН. Тем не менее некоторые бизнес-объединения препятствуют торговле нашей пшеницей. Препятствия скрытые, их нельзя спланировать, они являются форс-мажорными, объявляются по факту. Наиболее остро воспринимаются финансовые ограничения. Швейцария, которая всегда считалась центром международной торговли, спустила самые жесткие требования. Экспортеры не могут месяцами получить свои средства за поставленный товар. И речь идет о грузе, поставки которого требуют финансирования. Задерживая платежи за поставку зерна, мы откладываем следующую. Сегодня вводятся препятствия по финансовым инструментам на российское зерно, начиная от базовых платежей, заканчивая лимитами наших импортеров на закупку. Это ограничивает поставки в нуждающиеся страны. Что касается нашей страны, мы самодостаточны, уровень самообеспеченности зерном очень высок, всегда сможем прокормить себя. Наверное, что-то не заработаем, но здесь вопрос не в заработке, а в покрытии базовых потребностей людей.
- Как справляются экспортеры с такой ситуацией?
- Финансовые проблемы сказались на крупных российских экспортерах потерей некой эффективности, для небольших компаний они катастрофичны. Задержка платежа в два месяца для некоторых мелких экспортеров, которые работают на кредитных средствах, критична, они сворачивают свою деятельность. Если посмотрим на прогнозы по невывозу из России из-за скрытых санкций, они хорошо коррелируются с переходящими остатками. Как показывает практика, на рынке всегда более успешен крупный капитализированный бизнес. Поэтому текущая ситуация скорее всего приведет к укрупнению экспортных компаний, слиянию небольших предприятий, наполнению их капитализацией. Надеюсь, все это простимулирует кооперацию, которая в России вообще не развита. Ситуация может подтолкнуть производителей начинать договариваться и объединяться между собой, тогда эти структуры будут полноценными игроками рынка и меньше пострадают.
Будет ли помощь
- Как отрасль переживает проблемы, возникшие в логистике?
- С сухопутным транспортом проблем нет. Сложности возникают с транспортировкой флотом. Но их мы закрываем совместно со странами, которые импортируют российское зерно. Это реализуется за счет изменения базиса поставок, потребители готовы направлять свой флот. Сегодня у российских экспортеров задействованы все суда, флот со стороны покупателей уберет диспропорцию, которая сложилась на рынке. Недавно в Сочи состоялся первый Всероссийский зерновой форум, в рамках которого министр сельского хозяйства страны Дмитрий Патрушев заявил о субсидиях на строительство российских судов. И это очень радостная новость. Сейчас наши экспортеры строят в Китае, но российским судостроителям пора начинать конкурировать. Надо верить в себя и предлагать тот товар, который востребован. Раньше эта программа стимулировалась очень слабо ввиду богатой альтернативы. Но сейчас для многих отраслей настал момент истины.
- Насколько подобные проблемы уменьшат экспорт российского зерна?
- Рынок физического зерна инертный, нельзя выпустить объемы сразу. Имеющаяся инфраструктура должна работать постоянно, мощностей по хранению и перевалке зерна сегодня достаточно, остался вопрос флота. Есть проблема политического давления. При этом нет ни одной страны, которая бы отказалась от поставок российского зерна. Несмотря на всю ситуацию, мы стабильны по объемам, по итогам сезона выйдем на цифры, которые ожидали, расчет квоты оправдался. Все крупнейшие потребители российского зерна - уже наши клиенты. Сегодня российское зерно выходит на рынок Китая. Баланс мы уже нашли, так что это направление будет служить для дополнительной диверсификации бизнеса.
Наладить селекцию и переработку
- В текущей ситуации Министерство сельского хозяйства Российской Федерации объявило о беспрецедентных мерах поддержки отрасли, на это будет выделена рекордная сумма - 280 миллиардов рублей. Часть ее направят на развитие семеноводческих институтов. Есть ли в России дефицит семян, особенно учитывая уход зарубежных предприятий?
- Что касается пшеницы, то в стране максимальная доля обеспечения семенами, практически 90 процентов, российская селекция по пшенице - одна из самых сильных в мире. Речь идет о масличных культурах, где больше доля иностранных поставок. Здесь мы искренне надеемся на интеграцию российских семеноводческих и селекционных институтов в систему Минсельхоза и бизнеса, потому что когда их результаты деятельности будет оцениваться по бизнес-показателям, сложится нормальная система мотивации. Пока это не так. Рассчитываем, что сегодняшняя ситуация послужит триггером, чтобы интегрировать российских селекционеров в сельское хозяйство, чтобы наука перестала быть оторванной от практики.
- А что касается переработки...
- Любые экспортные ограничения являются стимулом для развития отрасли переработки. Поэтому один из острых вопросов - развитие мукомольных предприятий. Это не только прибыль, которая будет поступать в регион, но и рабочие места. Сегодня страна полностью обеспечивает себя мукой, и стоит вопрос увеличения мощностей. В этом уже преуспели Казахстан, Турция, Египет. Они покупают наше зерно, перерабатывают его и продают в третьи страны. Раньше у России не было такой ситуации с экспортными ограничениями. Но за последнее время сформировалось понимание потребностей рынка. Речь идет о миллионах тонн муки - это совершенно четкая бизнес-возможность.
Заградительные меры
- В прошлом году в стране начала действовать пошлина на экспорт зерна. Насколько этот механизм оказался действенным?
- Сегодня в России действуют две меры экспортного ограничения. Первая появилась три года назад - это экспортная квота, ограничивающая физический объем, который может быть вывезен в конце зернового сезона. Последний год появилась экспортная пошлина. Предложение Министерства экономики страны заключалось в том, чтобы собрать пошлину - часть экспортной выручки - в специальный фонд, который затем будет распределен среди растениеводов как мера стимулирования. Этот механизм заработал в прошлом году, и сегодня уже накопился определенный объем фонда - больше двух миллиардов долларов. Конечно, многие говорят: «Пошлина - это плохо, она забирает часть выручки». Но когда уже есть средства, которыми можно стимулировать отрасль, необходимо разработать механизм их распределения. Пошлина должна возвращаться обратно в сельское хозяйство и стимулировать инвестиционную активность. - Как отразится на экспортерах зерна укрепление курса рубля? - Естественно, укрепление рубля приводит к росту валютного эквивалента пшеницы и других культур, экспортер будет считать обратным счетом, так как у него контракты заключены в валюте. Ситуация может измениться, если мы перейдем на расчеты в рублях. Союз экспортеров зерна уже направил запрос в Центральный банк России, и мы надеемся, что нам ответят положительно на просьбу организовать расчеты в рублях. Все наши импортеры готовы, но пока не хватает ликвидности. Мало открыть рублевый счет, необходимо получить на него финансирование. Поэтому сейчас российской банковской системе нужно поверить в себя. На таких схемах процветает несколько крупных международных финансовых структур. Поэтому нашим банкам нужно не бояться взять на себя риски по тем странам, в которые поставляется российское зерно. Эти возможности подтверждены международными структурами, которые успешно работали в названной нише. Наша задача - забрать эту нишу у них, мы сами в состоянии себя финансировать. Российская банковская система всегда рассматривалась как часть большой финансовой структуры, но сегодня необходимо предлагать рубли тем предприятиям, которые готовы их покупать. Если мы работаем с турецкими партнерами, зачем нам посредник, который не находится ни в России, ни в Турции? Наша банковская система должна расшириться, это возможность интернационализации.
Досье «юг times»
Эдуард Петрович Зернин родился 5 августа 1971 года в Туле. Окончил Академию бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, Самарскую государственную сельскохозяйственную академию и Школу бизнеса Чикагского университета. Трудовую деятельность начал в 1993 году на рынке инвестиционно-банковских услуг, принимал активное участие в создании российского рынка корпоративных облигаций, организовал несколько успешных M&A сделок и проектов в сфере корпоративной реструктуризации. В 2011 году возглавил Совет директоров ООО «Компания «БИО-ТОН», крупнейшего производителя подсолнечника в России. В декабре 2018 года назначен заместителем генерального директора АО «ОЗК», ответственным за стратегию. В мае 2019 избран исполнительным директором Союза экспортеров зерна.
Где взять семена?
Одним из крупнейших российских производителей овощных консервов является Кубань. По данным министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, ежегодно комбинаты региона выпускают около 200 миллионов банок сахарной кукурузы, при этом для выращивания культуры сегодня используют в основном импортные семена. Как следствие, после введения санкций у кубанских аграриев возникли сложности. Поэтому в ближайшей перспективе краю необходимо полностью перейти на отечественные семена. Для этого планируют использовать возможности научных центров, наработки кубанских ученых.
Вице-губернатор Андрей Коробка сообщил, что этим вопросом займется министерство сельского хозяйства края совместно с Национальным центром зерна им. П. П. Лукьяненко.
- Мы проработаем вопросы повышения качества семян сахарной кукурузы, увеличения объемов их производства. Научный центр зерна уже не первый год занимается селекцией и семеноводством этой культуры. Уже сейчас в учреждении есть три сорта сахарной кукурузы, которые районированы по природно-климатическим условиям Краснодарского края, - сказал Андрей Коробка.
Также край производит четверть всего российского сахара, поэтому регион нуждается в срочном создании своих высокопродуктивных семян сахарной свеклы. Кубани требуется собственная программа развития семеноводства этой стратегически важной культуры, которая позволит заменить зарубежные аналоги отечественными. Планируется, что комплекс мероприятий, направленный на импортозамещение в семеноводстве сахарной свеклы, должно разработать ФГБНУ «Первомайская селекционно-опытная станция сахарной свеклы» при поддержке министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
- В последние годы наши ученые ведут активную работу по созданию и размножению новых гибридов сахарной свеклы. На предприятии уже создан фундамент в виде селекционных разработок и необходимого объема базовых семян. В Госреестр селекционных достижений включили наши сорта агрокультуры. У них хорошие качественные характеристики, высокая засухоустойчивость и устойчивость к болезням, - прокомментировал глава региона Вениамин Кондратьев.
Цифры
120 000 000 тонн в год превышает урожай зерна в России в последние пять лет.
2 раза - настолько выросло производство пшеницы за десять лет.
96% озимых находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии.
40 000 000 гектаров засеяно за время весенней посевной кампании.
29 500 000 гектаров - посевная площадь пшеницы.
90% посевного материала производится внутри страны.
400 700 000 000 рублей составил объем кредитных средств, выделенных ключевыми российскими банками на проведение сезонных полевых работ (данные на 25 мая), что на 35,5% выше уровня аналогичного периода прошлого года.
Добавить комментарий