Зернотрейдер ТД «РИФ» вынужден увольнять сотрудников и не исключает собственную ликвидацию

9 кораблей ТД «РИФ» с 18 марта остановлены в портах. За это время только два судна компании смогли получить сертификаты Россельхознадзора на экспорт зерна. Об этом сообщил владелец компании Петр Ходыкин изданию «Город N».

"Остальные зернотрейдеры грузят зерно на свои лодки из тех же банок и отправляют на экспорт, у них все хорошо. Над нами же просто издеваются. Например, мы оформили груз на Египет. Нам говорят: мы нашли у вас карантинную растительность для Египта. Давайте оформляйте груз на другую страну. Мы говорим — давайте на Израиль. Они — хорошо. Берут на проведение анализа месяц, хотя раньше для этого хватало 2 часов. Проходит месяц, говорят — мы нашли пестициды, в Израиль нельзя. Хотите другую страну? Мы выбираем другую страну, и нам предлагают ждать еще месяц анализ… Бизнес полностью блокирован, мы остановили наш порт в Азове. Ситуация безнадежная. Поэтому будем действовать, ориентируясь на обстоятельства: производить сокращении расходов, увольнять людей. Потом, видимо, будем подавать на ликвидацию. Сразу сделать это невозможно — есть обязательства, платежи, договоры", — говорит г-н Ходыкин.

Собеседник N отмечает, что в 2023 году к компании не было замечаний от Россельхознадзора, он уверен, что задержку в портах организовал конкурент, «Деметра Холдинг», который хочет получить активы ТД «РИФ» за бесценок.

Петр Ходыкин и гендиректор ТД «РИФ» Марина Турянская обратились с письмами об этом к зампреду правительства России Виктории Абрамченко, министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву, руководителю Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю Сергею Данкверт, губернатору Ростовской области Василию Голубеву, но реакции властей на эти письма нет.

"Все делают вид, что все нормально", — говорит г-н Ходыкин.

В «Деметра Холдинге» на запрос N на минувшей неделе не ответили.

В пресс-службе Россельхознадзора в ответ на просьбу N прокомментировать сообщение г-на Ходыкина о блокировки судов в портах ответили: "Россельхознадзор ничего не блокирует, отгрузки зерна должны осуществляться в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями стран-импортеров, если по итогам проведённых лабораторных исследований в экспортной партии обнаруживаются карантинные для страны назначения организмы, то Россельхознадзор не может выдать фитосанитарный сертификат, поскольку как Национальная организация по карантину и защите растений Российской Федерации несёт ответственность за фитосанитарное состояние отгружаемых партий".

N попросил прокомментировать, почему остальные зернотрейдеры грузят зерно на свои лодки из тех же самых «банок», что и ТД «РИФ» и у них несоответствий не находят, хотя зерно то же самое. В службе ответили: "Базовым принципом работы всех испытательных лабораторий является обеспечение независимости и беспристрастности при осуществлении оценки соответствия продукции. Отобранная должностным лицом Россельхознадзора от экспортной партии зерна проба поступает на исследование в лабораторию в зашифрованном виде. Таким образом, лица, проводящие лабораторные исследования, не могут идентифицировать принадлежность пробы к конкретной компании".

В «СПАРК-Интерфакс» сейчас данные о собственнике ТД «РИФ» не отображаются. По словам Петра Ходыкина, он остается владельцем компании и продавать ее «Деметра Холдингу» не планирует: «Мы вели переговоры о продаже, пока не поняли, что договариваться с нами не хотят».

ТД «РИФ» управляет портом в Азове, по уточненным N данным, мощность его перевалки 7 млн тонн в год, ему принадлежат 17 судов класса река-море, более 1500 вагонов-хопперов. В компании работает около 1500 сотрудников. По данным агентства «ПроЗерно» в сельхозсезоне 2022/2023 года ТД «РИФ» занял первую позицию в рейтинге крупнейших экспортеров, его доля в общем объеме экспорта — 17,6%. Ростовская компания является лидером таких рейтингов как минимум с сезона 2016/2017 годов.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2023 году экспортер получил рекордные выручку и прибыль. Выручка выросла в 1,6 раза, до 299,5 млрд рублей, чистая прибыль - в 5,5 раз, до 24,8 млрд рублей.

"Мы 15 лет много денег вкладывали в инфраструктуру, не увозили деньги из России, а покупали здесь вагоны, лодки, расширяли свой порт, инвестировали в логистику внутри страны. В 2023 году мы выполнили все обязательства по инвестиционным кредитам и первый год отработали без этой нагрузки. Наши вложения начали оправдываться. На текущий год мы запланировали инвестировать около 25 млрд рублей в вагоны, корабли, портовую инфраструктуру. Но теперь понятно, что это все не сбудется, все будем отматывать назад", - отметил Петр Ходыкин, комментируя данную динамику.

«Деметра-Холдингу» принадлежат крупнейшие в России зерновые терминалы: Новороссийский, доля Новороссийского комбината хлебопродуктов, зерновой терминал в Тамани, несколько ж/д операторов, в том числе «Русагротранс». Входящая в состав холдинга компания «Деметра-Трейдинг» была одним из крупнейших отечественных экспортеров вплоть до 2022 года. Однако по итогам прошлого сельхозсезона существенно снизила продажи. До 2023 года совладельцем вначале контрольного пакета, затем 45% «Деметра-Холдинга» был банк ВТБ. Снижение объемов экспорта этой компании источники газеты «Коммерсантъ» связывали с санкциями против банка. В июле 2023 года глава ВТБ Андрей Костин заявил о продаже доли в холдинге. Покупателя он не назвал. В «СПАРК-Интерфакс» информация о владельцах закрыта.

"Мы наблюдаем отъем собственности властями предержащими. На рынке эта ситуация отражается плохо, — говорит основатель донского агрохолдинга «Урал-Дон» Александр Ярошенко, — И так небольшие возможности для сбыта, которые у нас есть, сокращаются. Для крестьян это может означать одно — падение цены. Производителю сельхозпродукции чем больше покупателей, тем лучше. Вот мы пришли к тому, что покупателей у нас стало меньше. Производителю от этого — плохо, и стране — плохо. Но кому-то — хорошо".

Отметим, что уровень конкуренции среди зернотрейдеров в России снижается второй год подряд. Летом прошлого года из страны ушли крупные зарубежные экспортеры — «Каргилл», «Витерра» и «Луис Дрейфус». Совпадение или нет, но идею об ограничении присутствия в России иностранцев за несколько месяцев до этого, осенью 2022 года высказал в письме к президенту Владимиру Путину глава ВТБ Андрей Костин, на тот момент банк еще являлся крупным совладельцем «Деметра Холдинга».

Комментируя эту инициативу, директор «Совэкона» Андрей Сизов говорил, что реализация ее приведет к снижению конкуренции среди крупнейших экспортеров российского зерна и, как следствие, к снижению цен для сельхозпроизводителей. Он выражал надежду, что эти предложения поддержаны не будут как не отвечающие интересам фермеров. Похожую позицию высказывал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

В конце марта текущего года, комментируя N ситуацию с остановкой работы ТД «РИФ» г-н Злочевский отмечал, что задержка флота крупного зернотрейдера в портах приводит к тому, что каналы отгрузок забиты продукцией компании, в результате никто больше грузить через эти каналы не может: «Если эта история будет продолжаться довольно длительное время, то до конца сезона мы не догрузим минимум 2 млн т, а может, и в 2-3 раза больше, в зависимости от того, как будут разворачиваться события. И в конечном итоге это зерно застрянет на российской территории и будет продавливать и так низкие цены. Ценообразование для нашего сельхозпроизводителя сейчас просто катастрофическое. Вся эта история усугубляет ситуацию для крестьян».

Добавить комментарий

Full HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Новости

Аналитика и интересное о зерновом рынке

News in English