Украина: Речная навигация-2020 — зерновые будут драйвером роста

В пятницу, 6-го марта стартовала речная навигация на Днепре. В этот день начали шлюзование на гидротехнических сооружениях нижнего каскада – Каховском шлюзе. На сегодня открылись также Запорожский, Кременчугский и Днепродзержинский шлюзы. Киевский, по плану, начнет работать 30 марта, а вот Каневский – аж 10 июня. «Это максимально пессимистическая дата, у предыдущих руководителей возникли вопросы с подрядчиками, старые ворота порезаны, а новые еще в состоянии сборки. Мы стараемся всеми силами ускорить работу и выйти на плановые показатели», – уточнил заместитель начальника ГП «Укрводпуть» Дмитрий Шершнев.

По прогнозам министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия, в 2020 году речные перевозки увеличатся на 20%. Напомним, что в 2019 году, по данным УкрРИС, грузоперевозки по Днепру увеличились на 19,1% к 2018-му, достигнув почти 11,8 млн. тонн. Наибольший рост показали зерновые грузы – если в 2018 году по Днепру перевезли 3,1 млн тонн, то в 2019-м – уже 4,8 млн тонн. Для сравнения: металлопродукции перевезли 1,7 млн тонн, нарастив 400 тыс. тонн, а стройматериалов было транспортировано меньше, чем в 2018 году, на 300 тыс. тонн (5,2 млн тонн).

Зерно останется основным драйвером роста на реке, даже несмотря на прогнозы уменьшения урожая. Как говорит глава Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев, это будет достигнуто за счет того, что вокруг Днепра находятся сельхозугодия с более высокой урожайностью. «Мы выращиваем всё больше кукурузы. В 2010 году начали выращивать кукурузы более 10 млн тонн, сегодня вышли уже на 30 млн тонн. Только за счет урожайности мы можем нарастить до 40% кукурузы. У нас есть перспектива за счет урожайности увеличить вдвое производство пшеницы», – говорит он. И добавляет, что зерновые грузы, которые выращиваются ближе к реке, именно речным транспортом и будут перевозиться в морские порты и на рейд. В речных баржах, речных элеваторах заложен большой потенциал, говорит Горбачев.

В день открытия навигации, первым отправилась в рейскомпания «Грейн-Трансшипмент»за партией кукурузы с дальнейшей перегрузкой в порту Одесса. В компании уверенны, что в эту навигацию увеличат перевозку речным транспортом. В 2019 году«Грейн-Трансшипмент», как сообщили в компании,перевез 358,6 тонн (в 2018 году –более 250 тыс. тонн). Достичь этих результатов позволило, в частности, увеличение собственного флота. На «Дунайсудосервисе» в Измаилестроитсясерияиз восьми барж(длина–79,4 м, ширина – 11 м, осадка–3,1 м).На сегодня компания успешно эксплуатирует две баржи из этой серии, а также и другие суда.«Грейн-Трансшипмент» также завершил глубокую модернизацию буксира «Зевс», и недавно он отправился из Измаила в Очаков, откуда далее проследует уже на Днепр. «В первом полугодии флот будет пополнен еще двумя баржами – «Грейн-5» и «Грейн-6», каждая грузоподъемностью по 2300 тонн. «Грейн-5» будет достроена до 01.07.2020 года», – уточнил коммерческий директор компании Евгений Игнатенко.

Значительную часть грузов, которые компания перевезла в 2019 году, была отгружена наперегрузочном комплексе «Жемчужина Днепра»–объемы перевалки достигли123 тыс. тонн. Перевалкув городе Днепрна своем терминале «Грейн-Трансшипмент»началав 2018-м, и к концу годаонасоставила 58 тыс. тонн.В 2019 году компания модернизировала склад, увеличив единоразовую емкость до 5000 тонн.

11 марта грузить первую в новом сезоне партию началана Светловодском речном терминалегруппа компаний «АгроВиста». Загрузку начали, когда стало известно, что сроки открытия шлюзов ниже по Днепру сместили на более ранние даты. Десять тысяч тонн кукурузы отправились для перегрузки на морское судно в Николаеве.

В прошлом году «АгроВиста» отгрузила на воду 245 тыс. тонн зерновых и масличных (в 2018 году – около 93,2 тыс. тонн). Если в предыдущий навигационный период ей приходилось больше фрахтовать флот, то в 2019 году она уже активно использовала два собственных буксира и четыре несамоходных баржи общей вместимостью 7800, которые могут ежегодно перевозить около 150 тыс. тонн зерна. Их компания приобрела в Европе еще в 2017-м, но первые рейсы были совершены только в октябре 2018-го. За прошлый год речной флот компании перевез 115 тыс. тонн грузов. В основном, отгрузка осуществлялась на Светловодском речном терминале, но работы также велись и на речных элеваторах.

В новом сезоне «Агровиста» рассчитывает использовать новую баржу грузоподъемностью 6000 тонн (длина – 127,6 м, ширина – 16,30 м, осадка – 3,80 м.). Ее закладывают в Измаиле на «Дунайсудосервисе». На предприятии отмечают, что таких больших барж в Украине еще не строили. Баржа проекта D-600 относится к типу «река-море» и предназначена для перевозки зерновых грузов, для чего будет оснащена люками и соответствующими механизмами.

«Нибулон»в 2019 году перевез по Днепру и Бугско-Днепровско-лиманским каналом около 3 млн тонн. А еще более 800 тыс. тонн – по Южному Бугу. Результат работы судоходной компании – 3,8 млн. тонн, на 35% выше, чем в 2018 году. Помимо зерновых грузов, флот транспортировал металлопродукцию, строительные грузы, а также – арбузы и дыни. По данным, полученным от компании, непосредственно с речных терминалов трейдера, расположенных выше Каховского шлюза, было отгружено в 2019 году приблизительно 1,7 млн. тонн. Еще около 206 тыс. тонн было отправлено с Голопристанского филиала (построен на р.Конка – притоке Днепра).

В этом году «Нибулон» планирует увеличить перевозку зерна. Этому должны способствовать как введение в эксплуатацию новых единиц флота, так и строительство новых речных терминалов. Сегодня судостроительный завод компании в Николаеве выполняет пять заказов – два буксира и три баржи. Правда, баржи проекта B1500(первая сошла на воду в декабре 2019-го) предназначены для перевозки не зерновых, а навалочных грузов (песок, удобрения, контейнеры и т.д)

В с. Марьяновка Днепропетровской области будет построен речной терминал – филиал «Зеленодольский». Завершить строительство планируют в июне 2020 года. Объем хранения нового терминала составит 75,2 тыс. т, суточная мощность по отгрузке на водный транспорт — 12 тыс. тонн. Кроме того, «Нибулон» расширит мощностиcвоего Голопристанского филиала в Херсонской области на 22 тыс. тонн, после чего сможет единовременно хранить до 97,1 тыс. тонн зерна.

Собственный флот начал будет увеличивать и новый игрок на реке – компания«Аскет-Шиппинг». Она существует на рынке с 2007 года, но до этого работала только в морских портах, речную же логистику она начала в 2018 году, перегружая зерно на двух терминалах – в Запорожье и Днепре. Терминал в Запорожье компания начала эксплуатировать в сентябре 2018-го. Изначально была работа по прямому варианту одной судопогрузочной машиной, но уже в мае 2019-го «Аскет Шиппинг» сообщил о возможности накапливать зерновые грузы в крытом складе емкостью единовременного хранения две тысячи тонн и установке второй судопогрузочной машины. Если к концу 2018-го компания успела перегрузить на суда около 26 тыс. тонн, то уже за весь 2019-й – 94,4 тыс. тонн. Терминал в Днепре запустили в прошлом году и перегрузили 48,4 тыс. тонн пшеницы, кукурузы, ячменя, сои и шрота. Однако здесь склада пока нет, открыть его планируют уже в 2020-м, модернизировав при этом перегрузочную технику, чтобы принимать грузы с любых самосвальных типов автомобилей (как с боковой, так и с задней выгрузкой). В общей сложности, «Аскет-Шиппинг» на своих «речных» мощностях перегрузил 145,4 тыс. тонн зерновых, рапса и соевого шрота, что в 4,6 раз больше, чем за 2018 год. Как сообщила замдиректора по развитию логистики на реке Днепр «Аскет Шиппинг» Юлия Заботина, в планах – открытие еще одного речного терминала.

Компания оперирует двумя самоходными судами и для перегрузки зерна с барж на суда типа Panamax привлекает чужой флот. В этом году флот «Аскет-Шиппинг» пополнят две баржи грузоподъемностью 4000 тонн (длина 100 м, ширина – 16 м, осадка – 3,50 м), которые на данный момент ремонтируются на николаевском заводе «Океан».

Сегодня четко виден этот тренд: зернотрейдеры, вложив сначала средства в речную инфраструктуру, далее переходят к инвестициям в собственный флот. Сейчас это инвестиции в барже-буксирные составы, которые могут доставить зерно на рейд из более отдаленных точек. Даже если собственные терминалы находятся в Днепре или Запорожье, откуда можно вывозить груз даже напрямую к иностранным покупателям – в Турцию, Египет и другим. Это обусловлено тем, что этот флот может принести собственнику дополнительную прибыль, выполняя рейсы для сторонних заказчиков. Спрос растет. К примеру, в прошлом году, перед закрытием навигации, впервые отправила зерно из речного порта в Светловодске прямо до морского порта Черноморсккомпания «Кернел». В Черноморске находится терминал компании, с которого зерновые загружаются на морские суда.Четыре тысячи тонн кукурузы, которые были отправлены из речного порта двумя баржами, были догружены на рейде. Для доставки фрахтовались баржи зернотрейдера «Грейн-Трансшипмент».

Источник: Порты Украины

Добавить комментарий

Full HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Новости

Аналитика и интересное о зерновом рынке

News in English