В марте зерновые терминалы портов Новороссийска показали годовой рост грузооборота, пишет Коммерсантъ. К примеру, терминал КСК увеличил оборот перевалки зерна по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 47%. Еще один крупный черноморский зерновой терминал фиксирует рост грузооборота на 20%. Эксперты связывают активность импортеров российской продукции с введением санкций со стороны США и ЕС, уходом крупных логистических компаний, а также сокращением логистики в Черном и Азовском морях.
В марте зерновые терминалы новороссийских портов отчитались об увеличении грузооборота. Так, терминал КСК, входящий в «ДелоПортс», увеличил грузооборот на 47%. На терминале было перевалено почти 500 тыс. тонн зерна, прирост составил более 266 тыс. тонн, сообщается в пресс-релизе группы «Дело».
«За месяц практически в 3,5 раза превышено достижение по принятым под выгрузку автомобилям-зерновозам — более 12 тыс. против 3,5 тыс. в марте прошлого года. Соответственно увеличился и объем доставленных ими зерновых грузов, 324 тыс. тонн и 91,4 тыс. тонн соответственно. Терминалом приняты в обработку рекордные 27 судов-зерновозов, из них в марте загружено и выпущено 25, погрузка еще двух завершается»,— пояснили в компании.
Рост отгрузки зерна в марте также произошел и на других терминалах Новороссийска. Один из участников рынка на условиях анонимности сообщил, что на сегодняшний день проблем с загрузкой судов не возникает. «Сегодня задействуются даже небольшие суда, в нашей компании перевалка зерна выросла на 20%»,— говорит собеседник.
Как сообщил генеральный директор КСК Александр Труханович, непростая геополитическая обстановка изменила логистические цепочки поставки зерна на юге России и переместила часть дополнительного грузопотока на КСК. «Проведение специальной операции на Украине наложило ряд ограничений на южные регионы России, в том числе и в плане логистики. Полностью закрыто для судоходства Азовское море, а значит, его порты не могут работать на вывоз зерновых на "мелкой воде". При этом заключенные контракты требуют исполнения»,— отметил он.
В «ДелоПортс» не смогли дать прогноз по экспортным перспективам кубанских портов в ближайшее время. «На сегодняшний день давать такие прогнозы крайне затруднительно. Все будет зависеть от множества факторов, главный из них — геополитическая ситуация в мире»,— пояснили в компании.
В середине марта премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановления об ограничении экспорта российских товаров в некоторые страны. Зерновые теперь нельзя продавать в государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС), белый сахар и тростниковый сахар-сырец — в третьи страны. Ограничения по зерну будут действовать до 30 июня. Как сообщали зарубежные СМИ, 26 марта в министерстве аграрной политики и продовольствия Украины сообщили, что ситуация с экспортом зерна из страны ухудшается. За месяц Украина недополучила на экспорте продовольствия $1,5 млрд.
Управляющий партнер коммуникационного агентства b&c Agency Иван Самойленко считает, что рост перевалки зерновых в порту КСК Новороссийска — это следствие сразу нескольких факторов. Во-первых, перевозчики исполняли предыдущие заказы покупателей. Во-вторых, введенные санкции со стороны США и ЕС, уход крупных логистических компаний, а также сокращение логистики в Черном и Азовском морях на фоне ситуации между Россией и Украиной заставили покупателей российского зерна беспокоиться о том, что в дальнейшем могут быть сложности с выполнением контрактов.
«И еще один фактор сработал: с 15 марта Россия ввела временный запрет на экспорт ряда продукции АПК в страны ЕАЭС. Зарубежные покупатели опасались, что такой запрет может быть введен и в отношении европейских стран, а также традиционных покупателей — стран Ближнего Востока. Отмечался определенный ажиотаж на зерно из России, поскольку совершенно очевидно, что экспорт из Украины в этом году сильно сократится»,— рассказал господин Самойленко.
По мнению исполнительного директора департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артема Тузова, изменение логистических потоков на юге России играет в пользу портов Кубани. «И такая ситуация будет длиться несколько лет. Это сейчас самый простой способ отгрузки товаров морем. Бизнес в целом готов к смене налаженных логистических связей, так как аналогичная проблема была в 2020 году в связи с пандемией»,— сообщил он.
С этим согласен Иван Самойленко. «Ни уход международных транспортных компаний, ни ограничения со стороны ЕС не смогут привести к тому, что Россия будет отправлять из кубанских портов меньше грузов. Портовая инфраструктура региона, которая масштабно развивалась в последние годы, продолжит функционировать в полном объеме, параллельно будут расширяться другие направления (Дальний Восток, порты Калининграда и Санкт-Петербурга)»,— подытожил эксперт.
Добавить комментарий