В текущем сельхозгоду Россия может собрать рекордный урожай кукурузы — материал Forbes

Урожай кукурузы в России по итогам нового сельхозгода (он начался 1 июля) может достичь рекордных значений. В сезоне 2022/2023 в стране были собраны рекордные 15,8 млн т кукурузы, что на 4% превзошло показатели предыдущего сезона. В наступившем сельхозгоду, как полагает независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут, урожай достигнет 17,5 млн т. Российский зерновой союз, как и генеральный директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко, оценивает урожай в России в 17 млн т. Аналитики «Русагротранс» прогнозируют сбор кукурузы на уровне 17,6 млн т.

«Россия в текущем сезоне войдет в топ-10 стран мира по объему производства кукурузы и опередит Канаду с показателем 15,3 млн т», — говорит управляющий партнер селекционно-семеноводческой компании RUSEED Марк Гехт. Его прогноз по урожаю кукурузы — 16,1 млн т. Общий же сбор зерновых и зернобобовых культур, по прогнозу «ПроЗерно», в новом сезоне составит примерно 143 млн т.

Хорошими результатами может похвастаться не только Россия. На Украине урожайность, по данным аналитиков Минсельхоза США, на 11% выше (73,8 ц/га), чем годом ранее, а производство при уборочных площадях в 4 млн га оценивается в 29,5 млн т, что на 9% превышает результат предыдущего года. Ведомство подняло и общий прогноз по всем странам-производителям на 6 млн, до 1,221 млрд т, как раз в связи с хорошим урожаем на Украине, в России, Парагвае, Мьянме и самих США. Валовый сбор в России оценивается Минсельхозом США в 16 млн т, а потенциал экспорта — до 5,3 млн т. Объем экспорта зависит от итоговых параметров сбора кукурузы, но в любом случае он будет больше, чем годом ранее (4,7 млн т), считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

Высокая мотивация

На данный момент убрано уже свыше 60% урожая. Согласно данным весеннего учета Росстата, посевная площадь под кукурузу в 2023 году уменьшилась с 2,9 млн га до 2,6 млн га, обращает внимание руководитель направления растениеводства «Центра агроаналитики» Рудольф Булавин. Однако благоприятные погодные условия, по его словам, способствовали росту урожайности.

«Урожайность оказалась просто фантастической — 90 и даже больше 100 ц на гектар, в частности в центральных регионах», — рассказывает Александр Корбут. При том, что в среднем в мире собирают 50-60 ц кукурузы с одного гектара. А по состоянию на 13 ноября, добавляет Булавин, средняя урожайность превысила 68,3 ц/га (рост на 18% к прошлогоднему уровню). Ситуация же этого сезона ставит производство в России на новый уровень, уверен Корбут.

Залог развития производства кукурузы — хорошая доходность аграриев. «Пока цены на кукурузу выше, чем на фуражную пшеницу, и это дает основания предполагать, что постепенно последняя может вытесняться кукурузой в ряде областей», — полагает Корбут. Производство, отмечает эксперт, дорожает в связи с ростом цен на ресурсы — ГСМ и удобрения, а также средства защиты растений, которые хоть и подешевели по сравнению с 2021 годом, все еще стоят дороже, чем в 2019-2020 годах. Но этот сезон, говорит Корбут, воодушевляет аграриев как раз ощутимым снижением себестоимости ввиду высокой урожайности, что дает хороший потенциал для отрасли даже при условии действия экспортной пошлины. Кроме того, площадь под семенами отечественной селекции кукурузы в текущем году составила уже около 47%, отмечает Гехт из RUSEED. Использование отечественных семян значительно снижает затраты на производство.

Внутреннее потребление кукурузы в России, по словам Гехта, составляет 11,5 млн т. В «Центре агроаналитики» его оценивают в 10-11 млн т. Одним из драйверов развития отрасли может быть использование кукурузы в качестве кормов для животноводческого сектора, считают эксперты. В России в последние годы активно развивалось животноводство, отмечает Гехт, Россия превратилась из нетто-импортера мяса в нетто-экспортера, а кукуруза присутствует в первую очередь в составе кормов (порядка 85-90%, по данным «Центра агроаналитики»). Но даже сейчас, по словам Злочевского из Российского зернового союза, кукуруза остается недовостребованной животноводами, хотя именно это направление могло бы стать серьезным драйвером роста площадей. «У нас до сих пор преимущественно используются пшенично-ячменные рационы. Но уже скоро, думаю, специалисты оценят преимущества кукурузного кормления, и тогда спрос на культуру повысится», — отмечает Злочевский.

Еще одним драйвером может стать производство крахмало-паточных продуктов, считает Булавин. В этом сегменте, отмечает он, в последние годы быстро росли выпуск модифицированных крахмалов (в среднем на 20% в год), который в 2022 году составил 107 300 т (в 2,5 раза выше уровня 2017 года), и производство глюкозно-фруктозных сиропов (рост в среднем на 11% в год, в 2022-м производство составило 278 000 т, что на 67% больше, чем в 2017-м). У глюкозно-фруктовых сиропов, полагает Корбут, особенно хорошие перспективы: «ЗОЖ активно шагает по планете, государства держат курс на снижение потребления сахара, так что здесь я вижу возможности для роста рынка как внутри страны, так и за ее пределами».

Но главным стимулом к расширению площадей и повышению технологического уровня производства стало бы снятие ограничительных мер в виде пошлин, считает Корбут. По итогам продаж этого года станет понятно, какая тенденция закрепится в отрасли. «Это важный психологический момент — такая высокая урожайность для аграриев становится важным сигналом и рождает мысль о возможности наращивания производства», — резюмирует Корбут.

Новый задел

За первые четыре месяца нового сезона 2023/2024 Россия почти в четыре раза, до 1,12 млн т, нарастила поставки кукурузы в другие страны по сравнению с прошлым сезоном, говорила в начале ноября директор департамента аналитики Российского зернового союза Елена Тюрина. Только в октябре из России уехало в 5,5 раза больше кукурузы, чем за тот же месяц 2022-го, — всего 446 000 т, рассказали Forbes в Союзе. Всего в 2023 году, по информации RUSEED, направлено на экспорт уже 5,6 млн т кукурузы. Экспорт кукурузы с 2010 по 2022 год вырос в 25,5 раза, до 4,2 млн т, добавляет Гехт.

Сейчас среди импортеров кукурузы лидируют Иран, Турция, Вьетнам и Китай. Турция по итогам 2022-го нарастила импорт кукурузы из России в три раза по отношению к уровню 2020 года, говорит Гехт. Китай, который после вспышки африканской чумы свиней восстановил поголовье этих животных, за соответствующий период увеличил закупки зерна на 90%. В 2023 году наращивают импорт ОАЭ: страна импортировала 30 700 т российской кукурузы — за последние 10 лет это максимальный показатель импорта. Значительно увеличил закупки и Египет: в 2023 году уже отгружено 17 500 т, что в 30 раз больше, чем в 2022-м. Испания нарастила импорт в 3,5 раза, до 9400 т. Закупки Белоруссии выросли в 3,4 раза — до 69 900 т.

«Доля российской кукурузы на мировом рынке составляет около 2,7%», — приводит данные Гехт. Российское зерно, по его словам, ценится на мировом рынке: в отличие от стран — лидеров в производстве кукурузы, таких как США, Аргентина и Бразилия, где более 80% общей площади посевов занимает генетически модифицированная кукуруза, в России действует закон, запрещающий выращивание и разведение генетически модифицированных организмов, поэтому отечественное зерно покупают в основном для использования в пищевой сфере. Это объясняет резкое увеличение импорта со стороны ОАЭ, где предпочитают органическую продукцию.

Россия входит в топ-10 мировых экспортеров, говорит Булавин, и можно ожидать, что по итогам 2023 года позиции укрепятся. «Согласно подсчетам Министерства сельского хозяйства США, за последние десять сезонов мы шесть раз занимали пятое место, в том числе в прошлом сезоне, один раз были шестыми, дважды седьмыми и один раз восьмыми», — говорит эксперт. При этом разрыв между Россией и лидирующими странами — экспортерами кукурузы (США, Бразилия, Аргентина, Украина) довольно велик в силу климата и исторически сложившейся структуры сельхозпроизводства в России.

По словам Тюриной, отечественный экспорт замещает украинский, ожидания по которому снижены на 30%, или на 8,5 млн т, по сравнению с прошлым сельхозгодом. Но России тяжело всерьез тягаться с украинским растениеводческим комплексом в силу больших объемов производства и отлаженной системы поставок за рубеж, отмечает Корбут. В текущем сезоне потенциал Украины страны, по данным RUSEED, — 28 млн т кукурузы. Зато Россия сейчас активно формирует свою нишу, и если процесс пойдет успешно, предрекает Корбут, наращивать внутреннее производство под нужды мирового рынка можно будет практически неограниченно.

Но задача производителей — не просто отправить продукцию на экспорт, а продать ее с максимальной доходностью, напоминает Корбут, поэтому многое зависит от условий продаж. Средняя контрактная цена за тонну кукурузы в ноябре текущего года составила $223,7, что на 22,1% меньше, чем в 2022 году. Это обусловлено общим снижением мировых цен на сельхозкультуру: по состоянию на 10 ноября 2023 года кукуруза (на базисе FOB с поставкой в порт Аргентины) торговалась на уровне $253,3 за тонну (минус 29,9% к соответствующему периоду 2022 года). «Пока мировая ценовая конъюнктура не лучшая, но, возможно, наиболее удачные условия для реализации для аграриев сложатся к весне», — комментирует Forbes Злочевский.

Добавить комментарий

Full HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Новости

Аналитика и интересное о зерновом рынке

News in English