Илья Косых, собственник компании "Доставка морем", стал косвенным владельцем более 25% зернового терминального комплекса «Тамань» (ЗТКТ). Зерновой комплекс имеет мощность перевалки до 5,5 млн тонн зерна в год, мощность хранения составляет 192 тыс. тонн единовременно. ЗТКТ принадлежат два причала, способных обрабатывать суда Panamax и Postpanamax. Стоимость терминала оценивается в 3,7 млрд рублей, пишет Коммерсантъ. О сделке известно собеседнику “Ъ”, а также это следует из пояснений к отчетности ООО ЗТКТ за 2023 год.
По мнению источника издания, к Косых перешла доля международного трейдера Viterra, который наряду с Cargill и Louis Dreyfus объявил о прекращении экспорта зерна из России с июля 2023 года.
Илья Косых и гендиректор ООО «Доставка морем» Наталья Тугалева с октября 2023 г. входят в совет директоров ЗТКТ, следует из отчетности зернового комплекса. Одновременно из совета вышел Дмитрий Кондаков, бывший топ-менеджер Viterra в России. Принадлежащее господину Кондакову и его партнерам ООО «Управление агробизнесом» ранее выкупило у Viterra операционный бизнес «МЗК Экспорт» и терминал в Ростове-на-Дону мощностью до 1,5 млн тонн в год.
Сообщая о продаже российского бизнеса в отчете за 2023 год, Viterra в один пункт включила отошедшие «Управлению агробизнесом» компании «МЗК Экспорт», Ростовский КХП и «Антэкс+» (стоимость сделки $42 млн), а в другой — 50% ЗТКТ (стоимость сделки $40 млн).
Наталья Тугалева подтвердила, что «Доставка морем» приобрела долю в ЗТКТ на рыночных условиях. По данным участников рынка, за июль-декабрь 2023 г. компания экспортировала около 340 тыс. тонн зерна и занимает 12-ое место в рейтинге экспортёров с выручкой $366 млн.
Остальные 50% ЗТКТ принадлежит «Деметра-Холдингу». Источники Коммерсанта на рынке считают, что Илья Косых в сделке в ЗТКТ может также выступать в интересах «Деметра-Холдинга», но знакомый со сделкой источник связь «Деметра-Холдинга» с «Доставкой морем» отрицает. Холдинг утверждает, что свою долю в ЗТКТ не продавал.
Гендиректор «Прозерно» Владимир Петриченко отмечает, что доля в терминале позволит не только обеспечить перевалку своего объема, но и зарабатывать на предоставлении услуг, что с учетом текущих ставок может быть весьма прибыльным бизнесом.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов в краткосрочной перспективе не видит для владельцев зерновых терминалов рисков снижения оборотов и прибыли. Экспорт пшеницы в новом сезоне вновь ожидается близким к рекордному. Конкуренция в части инфраструктуры существенно не растет, отмечает эксперт, но в долгосрочной перспективе на зерновом экспорте скажется снижение доходов аграриев в том числе из-за пошлин на вывоз зерна.
Добавить комментарий