Вопрос «серого» импорта зерна из России в Казахстан внезапно стал актуальным весной нынешнего года. О нелегальном ввозе пшеницы все стороны знали давно. Но до поры до времени ситуация всех устраивала. Россия избавлялась от излишков, Казахстан закрывал свой недобор, зачастую маскируя приписки, особенно в неурожайные годы. Мукомолы Казахстана получали российское зерно дешевле отечественного, что позволяло им сохранять конкурентоспособность на фоне сужения внешних рынков, пишет КазахЗерно.kz.
Но с введением ограничительных мер на экспорт в период пандемии и опасений по поводу продовольственной безопасности, Россия заговорила о необходимости навести порядок на границе, через которую просачиваются груженные контрабандой фуры. Появился и проект создания единой для всех стран ЕАЭС системы мониторинга и учета зерна, с выдачей электронных складских расписок. Более того, часть экспертов предлагает лишить права экспорта зерна тех трейдеров, кто не подключится к системе виртуального склада.
Одним из ключевых вопросов (кроме обеспечения прозрачности рынка) сторонники реформ называют необходимость уплаты НДС на партии зерна, пересекающие границу.
Сами трейдеры считают проблему надуманной, и предлагают решить ее без радикальных изменений сложившейся системы, которая стабильно работала до наступления экстраординарных обстоятельств, вызванных пандемией.
Директор трейдинговой компании КОАТ Саят Шортан предлагает в ЕАЭС изучить опыт Европейского союза, внутри которого страны активно торгуют между собой. Он приводит в пример Голландию (которая занимает второе место в мире по экспорту сельхозпродукции, немалая часть которого формируется из реэкспорта) и Турции (страна не из ЕС, но которая тоже находится на ведущих позициях в торговле пшеницей, мукой и зернобобовыми, в том числе благодаря реэкспорту).
— В этих странах не уплачивается импортный НДС, если данная продукция (или продукт ее переработки) завезен для дальнейшей перепродажи на экспорт, — отметил Саят Шортан. — На вопрос голландским коллегам «а почему у вас так?», у них простой ответ: «А зачем его платить, если мы собираемся вывезти товар? Зачем нам потом заниматься возвратом уплаченного НДС, ведь усложнит в целом всю работу!» Может быть, в этом направлении стоит поработать и нам? Рынок Казахстана небольшой, население все переработанное не съест. Мы находимся в глубине региона между такими большими рынками, как Россия, Китай, Узбекистан, Афганистан. Может быть, нам стоит использовать возможности для межрегиональной торговли? Чтобы Казахстан реально смог стать страной, которая будет покупать что-то откуда-то и перепродавать куда-то (в таком же или переработанном виде), и при этом зарабатывать (прибыль, налоги, рабочие места, развитие отраслей и т. д.)?
Правительство Казахстана не раз озвучивало задачу развивать потенциал страны как транзитного государства, мостика между Европой и Азией на новом Великом Шелковом Пути. С этой целью был построен и автомобильный коридор Европа — Китай. Кроме того, в действующей Государственной программе развития АПК на 2017 – 2021 годы стоит задача в 2,5 раза увеличить экспорт переработанной сельхозпродукции. При этом, перерабатывать можно не только собственное сырье, но и импортированное, для получения добавленной стоимости. Это – залог повышения производительности труда, что также является одной из задач госпрограммы.
Саят Шортан считает, что потенциал переработки и транзита имеют не только зерновые, но также масличные и бобовые культуры.
— Помимо этого, Казахстан получит дополнительный официальный источник поставок зерна, в периоды, когда у нас вдруг слабый урожай, — подчеркнул Саят Шортан. — И тогда не нужно будет переживать о том, как накормить себя и обеспечить экспортные поставки, не нужно будет вводить разного рода ограничения на экспорт (запреты, квоты, пошлины и т. д).
В целом, обнуление импортного НДС трейдеры называют лучшим способом решить вопрос «серого рынка» зерна, который эксперты оценили в 1 млн тонн в год. Ведь намного эффективное убрать причину появления контрабанды, чем бороться с ее следствиями. В выигрыше окажутся и российские, и казахстанские производители зерна, переработчики, трейдеры. И в конечном счете — население, поскольку цены на продовольствие получат импульс к стабилизации.
Кстати, с критикой НДС выступил недавно в своем Facebook глава НАНОЦ Толеутай Рахимбеков. Он обратил внимание на коррупционную составляющую нынешней системы возвратности этого налога:
«Очень высокие коррупционные риски при возврате НДС. Есть информация, что некоторые экспортеры зерна вынуждены «откатывать» до 30% от суммы положенного им к возврату НДС за быстрое решение», — написал Толеутай Рахимбеков.
Добавить комментарий