Погрузка зерна на сети ОАО «РЖД» в ноябре выросла на 38,3% по сравнению с ноябрём прошлого года. Положительный результат достигнут благодаря разработанным перевозчиком специальным услугам, росту урожая в центральных регионах России и в Поволжье и дальнейшей переориентации зерна с автомобильного на железнодорожный транспорт, а также снижению производства у ближайших конкурентов и, соответственно, росту спроса на российскую продукцию за рубежом, пишет «Гудок».
Как рассказал заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД» Алексей Шило, погрузка зерна на сети РЖД в ноябре составила 3,2 млн тонн, что на 38,3% выше показателя ноября прошлого года.
«Рост погрузки объясняется изменением географии перевозок, – рассказал руководитель аналитического центра «Русагротранс» Игорь Павенский. – В прошлые годы основные объёмы зерновых шли автотранспортом из южных регионов в порты Азовского моря, Новороссийск, Туапсе. Сейчас фиксируется снижение производства на юге и рекордные урожаи в центральных регионах и в Поволжье, откуда перевозить продукцию в направлении основных портов удобнее по железной дороге».
Таким образом, по его словам, произошла переориентация зерновых грузов с автотранспорта на железную дорогу.
«Кроме этого, растут объёмы железнодорожных перевозок направлением в порты Балтийского моря, почти на 40%, и в направлении портов и пограничных переходов Дальнего Востока, – продолжил Игорь Павенский. – Если в предыдущем сезоне доля железнодорожного транспорта в общем экспорте зерна составляла 31%, то с начала текущего сезона этот показатель составил 39%».
По словам Алексея Шило, на экспорт в ноябре погружено порядка 2 млн тонн зерна, что на 36% больше, чем в ноябре 2019 года.
По словам директора аналитического центра «СовЭкон» Андрея Сизова, это объясняется большими объёмами сбора урожая зерновых в России (по прогнозам, ожидается сбор на уровне 126,5 млн тонн) и существенным спадом сбора пшеницы у ближайших конкурентов (Франция, Германия, Румыния, Украина).
«Россия в этом году соберёт большие объёмы урожая, который уступит разве что рекордному 2017 году, когда было собрано 135,5 млн тонн зерновых, – рассказал Андрей Сизов. – При этом в основных странах – конкурентах России ситуация на зерновом рынке не очень хорошая. У основных конкурентов, коими являются Украина и Европейский союз, в частности Франция, в этом году наблюдается сильное падение производства зерна».
В целом, по оперативным данным ОАО «РЖД», с начала этого года погружено 24,7 млн тонн зерна (+27,3% к аналогичному периоду прошлого года). Наибольшие объёмы за 11 месяцев отправлены из Курской (2,77 млн тонн, рост в 1,7 раза), Саратовской (1,95 млн тонн, рост в 2 раза), Волгоградской (1,56 млн тонн, рост в 1,5 раза), Липецкой (1,52 млн тонн, рост в 1,5 раза) и Тамбовской (1,37 млн тонн, рост в 1,7 раза) областей, Ставропольского (1,4 млн тонн, –29%), Краснодарского (985,4 тыс. тонн, –21%) и Красноярского (963,5 тыс. тонн, +28%) краёв.
Экспортные отправки зерна по железной дороге за 11 месяцев составили 14,8 млн тонн, что на 37,8% выше, чем за аналогичный период 2019 года. Наибольшие объёмы адресованы потребителям Египта, Турции, Азербайджана, Казахстана, Израиля, Белоруссии, Монголии и Китая.
Как ранее отмечал Алексей Шило, для оптимизации процесса перевозок ОАО «РЖД» предлагает грузоотправителям сервис «Зерновой экспресс», который позволяет консолидировать небольшие партии груза в организованные поезда, следующие по заранее известному расписанию без переработки в пути. Это даёт возможность сократить время доставки груза и ускорить оборот специализированного подвижного состава. Данный сервис работает по 17 основным направлениям (они подробно представлены на сайте РЖД).
Кроме того, ОАО «РЖД» для переориентации сельскохозяйственных грузов на железнодорожный транспорт реализует проект по строительству специальных погрузочных терминалов на базе длительное время не используемой или мало загруженной инфраструктуры. Все работающие, строящиеся и планируемые к строительству элеваторы находятся в Саратовской области (Приволжская железная дорога). Сегодня эксплуатируются три элеватора на станциях Пугачёвск, Новоперелюбская и Ершов. В стадии строительства находятся ещё шесть элеваторов – на станциях Аткарск, Калининск, Возрождение.
Добавить комментарий