В минувшем году на сети ОАО «РЖД» был установлен рекорд погрузки зерновых грузов – с января по декабрь погружено 27,9 млн тонн зерна, что больше предыдущего рекордного показателя, датированного 2018 годом, на 2,9%. В этом году участники транспортного рынка прогнозируют снижение производства и погрузки зерна в связи с плохим состоянием посевов, а также с введением квоты и пошлины на экспорт данной номенклатуры грузов, пишет Гудок.
Как в понедельник в ходе оперативного совещания в ОАО «РЖД» сообщил заместитель генерального директора компании – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило, в 2020 году хорошую динамику погрузки продемонстрировало зерно – на сети РЖД было погружено 27,9 млн тонн данного груза, что на 6,2 млн тонн, или на 28,7%, больше показателя 2019 года.
Таким образом, в минувшем году на сети РЖД был установлен новый рекорд погрузки зерна. Предыдущий максимум фиксировался в 2018 году – 27,1 млн тонн.
Напомним, как ранее в ходе круглого стола в Издательском доме «Гудок» заявлял заместитель начальника ЦФТО по грузовой и коммерческой работе Дмитрий Горох, по итогам года ОАО «РЖД» ожидало роста перевозок зерна на 8–12% к уровню 2019 года.
По словам директора аналитического центра «СовЭкон» Андрея Сизова, рекорд погрузки зерна объясняется большими объёмами сбора урожая зерновых в России (по предварительным данным Росстата, в минувшем году собрано 132,9 млн тонн зерна) и существенным падением производства зерна у ближайших конкурентов (Франция, Германия, Румыния, Украина).
Отметим, прошлогодний урожай уступил лишь рекордному 2017 году, когда было собрано 135,5 млн тонн зерна.
По словам руководителя аналитического центра «Русагротранс» Игоря Павенского, рост погрузки также объясняется изменением географии перевозок. «В прошлые годы основные объёмы зерновых шли автотранспортом из южных регионов в порты Азовского моря, Новороссийск, Туапсе, – рассказал Игорь Павенский. – Сейчас фиксируется снижение производства на юге и рекордные урожаи в центральных регионах и Поволжье, откуда перевозить продукцию в направлении основных портов удобнее по железной дороге».
Таким образом, по его словам, произошла переориентация зерновых грузов с автотранспорта на железную дорогу. «Если в предыдущем сезоне доля железнодорожного транспорта в общем экспорте зерна составляла 31%, то с начала текущего сезона этот показатель составил 39%», – отметил Игорь Павенский.
По словам Андрея Сизова, в этом году будет зафиксировано снижение урожая. «Это в первую очередь связано с чрезвычайно плохим для последнего десятилетия состоянием озимых посевов после осени. По последним оценкам Росгидромета, в плохом состоянии находится 22% посевов. Это связано с погодным фактором – очень сухая осень пришла на смену сухому лету», – объяснил Андрей Сизов.
Как рассказал Игорь Павенский, сокращение ожидается некритичное – в этом году планируется собрать порядка 125 млн тонн зерна.
Напомним, в декабре прошлого года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал ряд постановлений для стабилизации ситуации на рынке продовольствия. В частности, чтобы стабилизировать цены на муку и хлеб, правительством установлена тарифная квота на экспорт зерна (в размере 17,5 млн тонн) и экспортная пошлина на пшеницу (25 евро за тонну). Пошлина на поставки пшеницы вне квоты составит 50% от таможенной стоимости, но не менее 100 евро за тонну. Данные меры будут действовать с 15 февраля до 30 июня этого года.
Квота будет распределяться между экспортёрами по историческому принципу – на основании объёмов их поставок в первую половину сезона, с 1 июля по 31 декабря 2020 года.
«Тарифная квота вводится для обеспечения продовольственной безопасности России, – рассказал председатель правления Союза экспортёров зерна Эдуард Зернин. – Механизм её прост и прозрачен. Вводится количественное ограничение в 17,5 млн тонн зерна. Плюс для стабилизации внутреннего рынка вводится пошлина. Для экспорта зерна в пределах квоты она составит, по планам, 25 евро. Однако уже сейчас очевидно, что пошлина будет повышена, поскольку значительная часть этих 25 евро уже абсорбирована мировыми ценами.
Что касается объёмов, у меня нет сомнений в достижимости предельного объёма. На мировых рынках сохраняется повышенный спрос, серьёзных альтернатив российскому зерну на рынках Северной Африки и Ближнего Востока в этом сезоне нет. Опыт предыдущего сезона, который Россия закончила с исторически низкими переходящими остатками, показал действенность и своевременность механизма количественного ограничения экспорта без ущерба нашим позициям на мировых рынках».
Добавить комментарий