Поставки зерна из России будут облагаться таможенными сборами с применением так называемого демпфирующего механизма. Об этом глава Минэка Максим Решетников заявил на встрече с Владимиром Путиным. Позднее на брифинге с журналистами он объявил параметры инструмента: будет установлена плавающая пошлина на вывоз зерна в размере 70% от разницы между текущей ценой на бирже и $200. Полученные деньги реинвестируют в АПК. Пошлина начнет взиматься со 2 июня.
Впервые о намерении ввести демпфер Минэк заявил еще 15 января. Минфин после этого предложил рассчитывать ставку демпфирующей пошлины как 70% от разницы между действующей ценой на мировом рынке и средней за три года. Участники рынка назвали оба подхода довольно жесткими, хотя концептуально введение демпфера поддержали.
Плавающая пошлина
Ситуация на мировом рынке продовольствия, к сожалению, усугубляется, отметил президент на встрече с главой Минэка. Максим Решетников согласился и обратил внимание, что особое беспокойство вызывает положение в сегменте зерна. Рост цен на российскую пшеницу на мировых рынках с октября по декабрь составил 20%, с этого момента к середине января — 12%, сообщил министр.
Такой скачок чреват удорожанием продуктов внутри страны. Ряд мер по недопущению этого принят — в частности, квоты на экспорт зерна с 15 февраля по 30 июня в общей сложности в размере 17,5 млн т, после которой действует фактически запретительная таможенная пошлина.
— У нас все меры — до 30 июня. И конечно, у производителей вопрос: а что будет после 30 июня? — сказал Максим Решетников.
По его словам, Минэк разработал так называемый демпфирующий механизм, который планируется запустить на постоянной основе. Он состоит из двух частей. Первая — это плавающая таможенная пошлина, зависящая от стоимости зерна на мировых рынках. Чем выше цены, тем больше ограничения на его вывоз и наоборот. Второй компонент демпфера — это субсидии аграриям из полученных от пошлины средств на увеличение посевных площадей и переработку.
— Задача этого механизма — не собрать деньги в бюджет, а обеспечить, с одной стороны, внутренние цены, стабильные, понятные, доступные людям, а с другой стороны, чтобы у производителей были мотивы дальше развивать и увеличивать и посевные площади, и переработку, — заявил Максим Решетников.
Конкретные параметры демпфера министр назвал позднее на брифинге. При цене зерна на мировом рынке до $200 за тонну пошлина будет нулевой, если стоимость перейдет эту планку в $200 — сбор составит 70% от превышения. Стоимость зерна будет рассчитываться также по-новому: исходя из цены последних контрактов, которые начнет публиковать биржа.
Механизм возврата денег на поддержку растениеводства Максим Решетников не конкретизировал: он уточнил, что Минсельхоз вносит в него последние штрихи. В целом весь комплекс мер ждут финальные доработки в правительстве. Пошлину начнут взимать со 2 июня. Помимо зерна, она распространится также на ячмень и кукурузу.
Ранее Минфин предложил рассчитывать пошлину по следующей формуле: 70% от разницы между текущей ценой на зерно и средней за три года. Об этом говорится в письме главы ведомства Антона Силуанова министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву (есть у «Известий»). Согласно инициативе Минфина, 80% от собранных средств должно поступать на поддержку растениеводства в виде субсидий — в зависимости от площади. Остальные 20% — в резервный фонд на случай непредвиденного резкого роста цен на продукты.
На запрос «Известий» пресс-служба Минфина сообщила, что министерство участвует в обсуждении механизма, но координирующие ведомства по этому направлению — Минэк и Минсельхоз. Именно им следует адресовать вопросы с уточнением окончательных параметров демпфера. «Известия» направили запросы в Минэк и Минсельхоз.
Кто в плюсе
Необходимо учитывать, что на экспортных ценах зарабатывают прежде всего трейдеры, а любое повышение пошлин бьет по крестьянину, отметил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Проблема в том, что эффект от изменения пошлин крайне сложно спрогнозировать заранее: после того как Россия объявила об их повышении в декабре 2020 года, мировые цены на зерно выросли с $250 за 1 т до $275, напомнил эксперт.
Зерновой демпфер, как и регулирование экспорта, в принципе, может быть эффективным, но оптимальное решение должно быть комплексным — в частности, в него могут входить такие меры, как интервенционный фонд.
Торговля на бирже тоже может стать полезным инструментом — индикативная цена на продукцию позволит властям делать прогнозы по стоимости на ближайшую перспективу, добавил Александр Корбут.
— Нам срочно нужно развивать биржевую торговлю по зерну, чтобы была своя биржа, чтобы был значимый оборот, чтобы был свой индикатор, — заявил и Максим Решетников на встрече с Владимиром Путиным.
В целом демпфер может быть эффективным механизмом при его разумном применении — главное, чтобы он не стал фактически запретительным инструментом, уверена советник президента ЦСР Елена Разумова. В теории его задача — не создавать возможность для ажиотажной распродажи товара, если вдруг конъюнктура стала очень благоприятной.
Похожий механизм используют в нефтяном секторе, однако зерновой рынок имеет ряд важных отличий. В частности, возможность долго хранить зерно, относительно быстро создавать для этого мощности, варьировать уровень «добычи» — как посевными площадями, так и видами выращиваемых культур, пояснила эксперт. Поэтому такой механизм вполне может «обезопасить» внутренних потребителей от краткосрочных шоков.
Но на длинной дистанции рынок может подстроиться и обойти этот инструмент, выбрав «недемпфируемые» и более маржинальные культуры, а за счет возможностей хранения варьировать торговую политику для максимизации прибыли, уточнила Елена Разумова. Причем так могут поступать не только экспортеры зерна, но и производители, работающие в основном на внутренний рынок, резюмировала эксперт.
Установленная на февраль экспортная пошлина обернется тем, что аграрии потеряют примерно 211 млрд рублей, оценил директор компании «СовЭкон» (консалтинг в АПК) Андрей Сизов. То есть чуть меньше, чем выделено на растениеводство в бюджете на 2021 год — 260 млрд рублей. Демпфирующая пошлина в 70% от разницы в ценах может обернуться и более существенными потерями — вплоть до 360 млрд рублей, что угрожает сокращению производства в 2022 году.
Источник: Известия
Добавить комментарий