Цены на моторное топливо вновь могут пойти вверх, повторив ситуацию 2018 года, когда горючее дорожало наиболее быстрыми темпами. О таких рисках предупредила Счётная палата в своём отчёте за 2020 год, пишет Парламентская газета.
Отчасти о таких рисках свидетельствует и принятое на совещании в кабмине 15 марта решение скорректировать демпфирующий механизм, который призван сдерживать колебания оптовых цен на бензин. Минэнерго, однако, не разделяет опасения Счётной палаты. «Мы не видим предпосылок для повторения событий 2018 года в 2021 году», — заявил в эфире «Россия 24» замглавы ведомства Павел Сорокин.
Между тем за два месяца текущего года эксперты зафиксировали почти 12-процентный рост стоимости бензина АИ-92. Подорожание происходит в период, когда во многих регионах страны разворачивается посевная кампания. В связи с этим ситуация с ценами на горючее вызывает беспокойство депутатов и сенаторов. Они предлагают зафиксировать цены на горючее для посевной и впредь их жёстко контролировать.
Кому демпфер, а кому — диспаритет
Регулирование цен на топливо на внутреннем рынке осуществляется с помощью демпферного механизма. Такое решение было принято Правительством два года назад, когда резкий рост цен на бензин едва не остановил посевную 2018 года. Тогда из-за подорожания горючего потери аграриев составили 12 миллиардов рублей. Введённый механизм демпфера смог остановить рост топливных цен.
Суть демпфера в следующем. В случае высоких мировых цен демпфер компенсирует потери нефтяным компаниям, поставляющим топливо на внутренний рынок. В случае же если выгоднее оказываются цены на внутреннем рынке, часть доходов нефтяников изымается. «Нефтяники при этом жаловались, что компенсация от демпфера недостаточная. Мировые цены на нефть растут быстрее. Например, сегодня тонна марки АИ-92 стоит в районе 55 тысяч рублей, в то время как экспортная её цена почти 64 тысячи рублей», — рассказал «Парламентской газете» аналитик Центра конъюнктурных исследований Константин Андреев.
Эксперт считает, что именно этот фактор повлиял на решение о том, чтобы скорректировать работу демпферного механизма на внутреннем рынке с целью сохранения доходности нефтяных компаний. На практике это означает подорожание топлива по всей цепочке. Зампред Правительства Александр Новак заверил, правда, что оно останется в пределах инфляции. Однако рост цен на горючее наблюдается уже с начала года. Особенно сильно это ощущают на себе аграрии, которым в таких непростых условиях приходится начинать весенний сев.
«Сезонное подорожание горюче-смазочных материалов, особенно когда происходит оно в период посевной, всегда больно ударяет по сельхозпроизводителям. Ведь в себестоимости сельхозпродукции в зависимости от её вида доля топлива составляет от трёх до тридцати процентов. Особенно уязвимыми оказываются зерновые», — сказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов «Парламентской газете». При этом, по его словам, рост цен на топливо оказался для аграриев полной неожиданностью.
Крайне негативными видятся последствия удорожания топлива и в аграрном комитете Госдумы. Его председатель Владимир Кашин отмечает, что рост стоимости топлива вызовет подорожание хлеба, муки, макарон. «Это ударит по беднейшим слоям населения», — констатирует он. Будет продолжать сжиматься и доходность агроотрасли. По мнению Владимира Кашина, отрасль просто убивают диспаритетом цен. «Если пять лет назад за тонну зерна можно было купить тонну дизельного топлива, то сегодня за тонну топлива аграриям приходится отдавать уже 4-5 тонн зерна. Мы таким безответственным подходом губим аграрную отрасль, которая является одной из самых динамично развивающихся в стране», — сообщил глава аграрного комитета Госдумы «Парламентской газете».
Соглашения, которых ждут
«Цены на горючее, удобрения и другие материалы, поставляемые аграриям, должны находиться под пристальным контролем государства, а их ограничение — стать частью господдержки сельского хозяйства», — замечает сенатор Сергей Белоусов.
«Сейчас решено отпустить цены на величину инфляции. Это, на первый взгляд, немного, но в реальности цены на горючее выросли от 9 до 13 процентов», — говорит сенатор. По его мнению, причина этого в том, что Правительство исходит из отпускной цены оптовых поставщиков, не учитывая маржу, которую накручивают посредники. Поэтому необходима договорённость между добывающими компаниями и аграриями о фиксированных ценах на горючее в период посевной. Заключать такие соглашения предстоит под контролем государства. На днях Минсельхоз уже предложил заключить подобное соглашение с производителями минеральных удобрений. Они прибавили в цене с начала года почти 20 процентов! «Если это даст положительный результат, то опыт надо распространять и на поставки других материалов для сельхозпроизводства, включая топливо», — предлагает Сергей Белоусов.
Эта инициатива уже услышана в некоторых регионах. Так, стало известно, что крупная нефтяная компания, снабжающая топливом Новосибирскую область, подписала с региональными властями соглашение о фиксации цен на период посевной. Это позволило снизить цену на горючее для новосибирских аграриев примерно на 500 рублей за тонну.
Глава Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин предлагает пойти ещё дальше — присвоить закупкам ГСМ для посевной статус стратегических госзакупок. «Она должна проходить по строго фиксированным ценам и с жёстким контролем качества, как это делается сегодня для нужд армии», — подчеркнул Владимир Кашин. Недостаток этого предложения эксперты видят в том, что его трудно реализовать в сжатые сроки. «Потребуются изменения в закон о госзакупках. Кроме того, закупать топливо через аукционы предстоит региональным властям, что также потребует согласований и подготовки. Поэтому скорее всего в Правительстве пойдут по пути заключения отраслевых соглашений», — считает аналитик Константин Андреев.
Добавить комментарий