Действующие правила выдачи компенсаций не оптимизированы и наполнены ненужной бумажной волокитой, отмечают зернопереработчики. Мукомолы просят пересмотреть процесс возмещения части затрат и сделать его более удобным для бизнеса, сообщает inbusiness.kz.
Несмотря на проблемы в отрасли, государство пытается мукомолам помогать. В частности, компенсируя часть затрат, понесенных предпринимателями при доставке отечественной переработанной продукции на экспорт. Однако, отмечают представители сферы, все старания фактически нивелирует процесс рассмотрения заявок от бизнесменов. Он излишне забюрократизирован, требует огромного пакета документов, необходимости в которых, уверены зернопереработчики, нет. Срок от подачи заявки до перечисления денежных средств на расчетный счет заявителя достигает трех месяцев. Затянутость приводит к печальному итогу: суммы, направленные на поддержку бизнеса, не могут быть своевременно и эффективно использованы. Или еще один вариант: средства в бюджете на данную статью затрат закончились к моменту принятия положительного решения о возмещении.
«В качестве дополнительных документов запрашиваются все вытекающие документы из договоров транспортного обслуживания (дополнительные соглашения, заявки на перевозки, счета на оплату), спецификации на поставку товаров, имеющие, кстати, коммерческую тайну, доверенности на право подписи документов со стороны контрагентов и многие другие документы, которые не подтверждают свершившийся факт отправки товара на экспорт, но при отсутствии которых экспортер не имеет возможность получить гарантированную поддержку от государства», – рассказала inbusiness.kz коммерческий директор мукомольной компании «СевЕсильЗерно» Таисия Колегова.
Исправления и изменения в многочисленные документы приходится вносить чуть ли не на ходу, постоянно теребя своих партнеров, запрашивая у них те или иные бумаги. Забюрократизированность привела к тому, что многие компании, представляющие малый бизнес, готовы от помощи государства отказаться или уже отказались. Вроде инструменты поддержки предпринимательства есть, а нормальной методологии, для того, чтобы ими воспользоваться, на высоком уровне так и не придумали. У мукомолов имеются свои предложения. В частности, переход от возмещения части затрат на доставку к субсидированию каждой единицы товара (тонна, килограмм, кубометр и тд.) по ставке для каждого определенного вида продукции.
«Наша компания отгружает товар на экспорт в Афганистан. Стоимость железнодорожных расходов на условиях поставки DAP Сарыагаш, далее в Афганистан составляет 850 тыс. тенге. Ставка не окончательная и, в зависимости от предложения со стороны собственника, может меняться. Как правило, в большую сторону. 850 000 тенге/68 тонн (вес товара в одном вагоне) =12500 тенге/50%=6250 тенге – субсидия на доставку товара на экспорт за отгруженную тонну.
Таким образом, мы просим рассчитывать субсидирование для каждого из видов товаров, отгружаемых на экспорт, и вывести среднюю ставку за каждую единицу идущей на внешний рынок продукции», – поясняет Таисия Колегова. Таким образом, уверен представитель отрасли зернопереработки, будет достигнута прозрачность определения суммы получаемых субсидий. Любой ценовой сговор между собственником транспорта и грузоотправителем исключится. Кроме того, фиксированная ставка за отгружаемые на экспорт товары позволит программе субсидирования охватить всех экспортеров страны независимо от территориального расположения.
«На данный момент, производители-экспортеры муки пшеничной, работающие на юге Казахстана не могут в достаточной мере воспользоваться программой поддержки экспорта, так как затраты на доставку товаров на экспорт минимальные из-за близости иностранного покупателя и пункта доставки товара. Но эти же производители муки перевозят зерно для помола с северных зерносеющих регионов нашей республики. При этом, ни одна из действующих программ не компенсирует часть этих прямых расходов на доставку сырья для производства переработанных товаров», – отмечает коммерческий директор мукомольного предприятия.
Также, и это один из важнейших моментов, применение фиксированной ставки субсидирования отгруженной единицы на экспорт позволит сократить пакет требуемых документов до минимума. Поскольку со стороны заявителя возникнет только необходимость подтвердить количество отгруженного товара. Пакет документации, в итоге, будет состоять разве что из заявки на получение субсидирования, грузовой таможенной декларации, железнодорожных накладных, сертификата происхождения отечественных товаров и т.д.. То есть, не больше 4 видов документов, а не целой кипы, как сейчас. Сокращение бумажной волокиты сократит до 10 дней и сроки рассмотрения документации, а значит деньги придут вовремя и тут же будут направлены в дело.
Выдвигать такие предложения – необходимость. Чтобы получить финансовую помощь, переработчиков обременили встречными обязательствами, которые в современных условиях также трудновыполнимы. Например, десятипроцентный рост в валютной выручке в течение двух лет.
«Физический и денежный рост экспорта не всегда будут коррелировать с валютной выручкой, с учетом специфики экономики РК. Наша денежная единица тенге имеет тенденцию к ослаблению по отношению к доллару США на 10-12% в год последние 5 лет. Производители-переработчики, имея рост производства товаров физическом и денежном выражении в национальной валюте, не всегда могут показать рост этих показателей в иностранной валюте. Можно произвести меньше товара и продать его дороже, но также можно произвести больше товара, но из-за курса и рыночной стоимости реализовать его на меньшую сумму в иностранной валюте. Необходимо показатели роста учитывать в физическом росте производства и в денежном выражении в национальной валюте тенге», – говорит Таисия Колегова.
Отдельное встречное обязательство – увеличение налогов ИПН и СН на 10% наряду с увеличением производительности труда.
«Требовать рост индивидуального подоходного и социального налогов, а также увеличивать рост рабочих мест, нельзя. Это противоречит увеличению производительности труда. Так как, увеличению производительности труда способствует замещение «рабочих рук» на эффективное использование машинного производства частичного или полного цикла, автоматизации процесса производства с высвобождение рабочей массы», – указывает на очередной спорный момент Таисия Колегова.
Потому этот момент из встречных обязательств мукомолы просят исключить. Отмечая, что корректно было бы запрашивать рост корпоративного подоходного налога, исчисляющегося от прибыли предприятия. Увеличение данного налога будет отражать рост и прибыль компании, резюмирует спикер.
Эти меры, по мнению представителя отрасли, могут отсрочить гибель отечественной переработки. Иначе, окончательно потерявшись в бюрократии и равнодушии отдельных ответственных чиновников, в стране закроются последние мукомольные комбинаты. Тенденция налицо: сегодня в Казахстане из имеющихся 1,3 тыс. мельниц работают только 170. И то, при частичной загрузке мощностей.
Возмещение части затрат – помощь существенная, хоть и точечная. Сами переработчики продолжают твердить о том, что необходимы системные меры поддержки, согласованные со всеми министерствами, в плоскости которых затронуты интересы мукомолов. Предложения по выходу из кризиса были ранее изложены союзом зернопереработчиков в дорожной карте, но она уже 2.5 года гуляет по министерским кабинетам в межведомственном обороте.
Добавить комментарий