Министерство сельского хозяйства РФ на прошлой неделе в ходе сессии Союза экспортёров зерна в Ростове-на-Дону представило прогнозы урожая зерновых культур в 2021 году. Согласно данным ведомства, урожай пшеницы в текущем году составит 127,4 млн тонн, что почти на 5% ниже прошлого года. В ОАО «РЖД» считают, что пока рано делать прогнозы по перевозкам, однако российские операторы уже начали планировать основные направления транспортировки зерновых культур.
По данным Министерства сельского хозяйства (Минсельхоз), при благоприятных погодных условиях прогноз по сбору зерновых в 2021 году составит 127,4 млн тонн, в том числе 80,7 млн тонн пшеницы.
Напомним, что в 2020 году урожай зерна составил 133,5 млн тонн, в том числе 85,9 млн тонн пшеницы.
Данные о ходе посевной кампании Минсельхоз предоставляет на условиях анонимности. «Работы по посевной кампании в России проходят в штатном режиме, по состоянию на 26 мая яровой сев проведён на 42,8 млн га, или 83,1% к прогнозной площади. В целом по стране посевная площадь в этом году увеличится на 600 тыс. га и составит 80,5 млн га, из которых 51,5 млн га – яровой сев. Традиционно основные регионы – производители зерновых – Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Воронежская и Курская области».
По мнению заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» по оперативной работе Сергея Галкина, пока рано делать прогнозы о перевозках зерновых культур по железной дороге в новом сезоне (с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года), поскольку зерноуборочная страда ещё не началась.
Однако, основываясь на данных Минсельхоза и опыте прошлых лет, железнодорожные операторы рассказали о прогнозах перевозки в новом зерновом сезоне.
Так, по словам директора Департамента стратегического маркетинга АО «Русагротранс» Игоря Павенского, несмотря на погодные условия (осенняя засуха, гибель озимых в центре, жаркая погода в настоящее время регионах Урала и северного Поволжья), прогноз, заявленный Минсельхозом, третий по величине. Это связано с тем, что в новом зерновом сезоне пройдёт рекордная для нашей страны посевная кампания по яровой пшенице в центре (примерно 1,3 млн га, в последние годы – 800–900 тыс. га), а также есть хорошие перспективы для урожая на юге страны.
«Заявленные объёмы распределятся как по внутренним перевозкам, так и на экспорт, но перевес будет традиционно в сторону первого. Зерно, как и раньше, направят по железной дороге в сторону российских портов (большая часть урожая в порты юга страны), откуда оно морем пойдёт за рубеж (Египет, Турцию, Бангладеш, Пакистан), – пояснил Игорь Павенский. – Помимо этого зерновые грузы направят в порты Дальнего Востока, а также через погранпереходы в порты Балтики, Азербайджан, Китай, Монголию».
Как рассказала начальник отдела оперативного маркетинга Первой грузовой компании Екатерина Агапова, объём перевозок по железной дороге в 2021 году будет во многом зависеть от урожая в новом сезоне. Минсельхоз даёт базовый прогноз по сбору зерна на уровне 127,4 млн тонн, что почти на 5% ниже показателя 2020 года.
«В новом сезоне баланс экспорта и внутренних перевозок сохранится. Из-за низкого курса рубля, а также небольшого урожая зерновых в других странах, связанного с пандемией коронавируса, интерес к отечественным поставкам в новом сезоне будет высоким, – считает Екатерина Агапова. – Что касается внутрироссийских перевозок, Правительство РФ планирует поддержать спрос формированием неснижаемого запаса зерна в интервенционном фонде в размере 3 млн тонн. Его хватит для обеспечения работы мукомольных предприятий на 2–3 месяца вперёд».
Генеральный директор транспортной компании ABC-RAIL Артур Нурмухамедов отметил, что с 1 июля начнёт действовать плавающая пошлина, которая будет ниже нынешней. Поэтому в июле грузопоток ощутимо сместится от внутренних маршрутов на экспортные поставки в порты.
Напомним, в связи с постановлением Правительства РФ с 15 февраля пшеница, которую вывозили за пределы страны, облагалась пошлиной 25 евро за тонну в пределах квоты. В марте пошлина повысились, и ставка на вывоз пшеницы составила 50 евро за тонну. С июня начнёт действовать плавающая пошлина. Если стоимость зерна не будет превышать $200 за тонну, пошлина взиматься не будет. При цене выше $200 нужно будет заплатить 70% от разницы.
«С учётом того что до 40% нашей экспортной пшеницы потребляют Турция, Египет и Бангладеш, это будут традиционные направления отгрузки. Отправки станут осуществляться с трёх терминалов, Туапсе и Тамани, – прогнозирует Артур Нурмухамедов. – Некоторые объёмы поедут в сторону Азовского моря, но его порты мелководные, они не могут принимать суда дедвейтом (величина, равная сумме масс переменных на судне грузов) более 5 тыс. тонн, что ухудшает экономику отгрузки зерна. В 2019 году то зерно, которому не нашлось место в южных портах, экспортировалось через прибалтийские порты Лиепая и Вентспилс, но уже в прошлом году отгрузка туда сильно сократилась, а в этом, возможно, и вовсе сойдёт на нет, поскольку небольшие зерновые терминалы заработали на российской Балтике».
Источник: Гудок
Добавить комментарий