Есть, на что надеяться?
Нынешний сезон стал настоящей проверкой на прочность для казахстанских аграриев, передает inbusiness.kz. Небывалая засуха сильно подкосила отрасль, обрушив надежды на богатый урожай. Прогнозы неутешительны – по информации Союза полеводов РК, в этом году мягкой пшеницы будет 9-9,5 млн тонн. Для сравнения, в 2020 году ее собрали свыше 11 млн тонн. Впрочем, хвататься за голову рановато, ведь были времена и похуже. Например, в 2010 году последствием засушливого лета стали всего-то 7 млн тонн собранного урожая. Сейчас в аграрных регионах Казахстана жара спала, и где-то даже прошли или до сих пор идут дожди. Это позволяет надеяться, что хотя бы поздние посевы наберут силу.
«Пострадали от засухи южные районы Костанайской и Северо-Казахстанской областей, практически вся Акмолинская область. Северные районы можно отнести к зоне относительного благополучия. В ВКО дела чуть получше, там прошли дожди, чуть лучше, чем у северных коллег, дела у карагандинских аграриев. Ситуация на западе Казахстана остается критической», – рассказал корреспонденту inbusiness.kz председатель Союза полеводов Виктор Асланов.
В союзе уверены, что с учетом рекордного переходящего запаса в 1,5 млн тонн, зерна хватит как для внутреннего рынка, так и для экспорта. Засуха бушевала не только в Казахстане, но и у его основных торговых партнеров, причем там ситуация гораздо страшнее. А это значит, что они будут нуждаться в сельхозпродукции. Можно ждать хороших цен на зерно. Но что со внутренним рынком? Не обернется ли интенсивный экспорт сырья тем, что в стране вырастут цены на хлеб? В Союзе полеводов отмечают, что хлеб в стране понемногу дорожает всегда, и ни засуха, ни свободный рынок тому причиной не являются. Кроме того, государство искусственно регулирует стоимость определенных видов хлебобулочной продукции. При всех этих процессах казахстанский хлеб сегодня один из самых дешевых в мире.
Ограничивать или нет – вот в чем вопрос
Тем не менее аграриям есть, о чем переживать, ведь коллеги по сельхозсектору говорят о необходимости ограничения экспорта в нынешних условиях. Например, мукомолы считают, что без введения пошлин на экспорт, как это, к примеру, сделали в РФ, до нового года из Казахстана выкачают все зерно. И следом стоит ждать больших проблем.
«Чтобы избежать продовольственного кризиса, мы предлагаем ввести такой инструмент как пошлина на вывоз сырья. Тем самым будет загружена перерабатывающая отрасль, не только мукомольная, но и масложировая, будет также произведено достаточное количество кормов, чтобы обеспечить регионы. Также предлагаем вырученные от пошлин средства направить на стимулирование товаропроизводителей для сдачи своего сырья именно на внутреннюю переработку», – считает коммерческий директор одного из североказахстанских мукомольных комбинатов Таисия Колегова.
Позиции по пошлинам у полеводов и мукомолов диаметрально противоположные. Первые считают, что без введения режима ЧС не только из-за засухи, но и по причине стабильной многолетней неурожайности в некоторых регионах, без поддержки фермеров со стороны государства загонять их в тиски ограничений, которые принесут и без того потрепанному в этом году бизнесу финансовые потери, попросту нельзя. Вторые уверены: беспрепятственный вывоз сырья и незагруженность переработчиков неизбежно обернутся ростом цен на конечный продукт, то есть хлеб. Вместе с тем и те, и другие, понимая проблемы друг друга, готовы к диалогу и поиску консенсуса.
Положение чрезвычайное
Как уже отмечалось выше, даже несмотря на прогнозы, засуха очень сильно потрепала сельское хозяйство в Казахстане и поводов для введения режима ЧС было предостаточно. Не так давно на этот шаг пошли наши соседи в Омской области, таким образом бросив максимум сил и ресурсов на спасение отрасли.
В РК чиновники, очевидно, не слишком хотят идти на такие меры. И только массовая гибель скота, оставленного засушливым летом без корма, в Кызылординской области, побудило госорганы на соответствующий шаг – Аральский район бросились наконец спасать. На ликвидацию ЧС из-за засухи, первой, кстати, в истории независимого Казахстана, нужно около 2 млрд тенге.
Правда, есть одно «но». Компенсацию за погибший скот фермеры не получат. Причина простая – характер ЧС ведь природный, а это значит, что виноватых в гибели животных нет.
Источник: inbusiness.kz
Добавить комментарий