Министерство сельского хозяйства РФ с 15 сентября установило рекордную экспортную пошлину на пшеницу с момента введения плавающих ставок на вывоз зерновых - $52,5 за тонну. С 22 сентября показатель несколько снизится, впервые за последний месяц, но останется на высоком уровне - $50,9 за тонну. Участники рынка отметили, что сохранение высокой экспортной пошлины приведёт к сокращению экспорта зерна. Однако уменьшение экспортных отправок может быть компенсировано ростом внутрироссийских перевозок.
Механизм плавающей пошлины, предназначенный для стабилизации цен на зерно на внутреннем рынке, начал действовать в июне текущего года. Размер ставок рассчитывается еженедельно на основе ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже.
Со 2 июня Минсельхоз установил экспортную пошлину на пшеницу на уровне $28,1 за тонну и до конца августа она не поднималась выше $31,7 за тонну. Однако в сентябре ставки на вывоз пшеницы начали стремительно расти – с $39,4 за тонну в период с 1 по 7 сентября до $52,5 за тонну с 15 по 21 сентября. Причиной повышения стал рост экспортных цен на российскую пшеницу на фоне установившегося высокого спроса на мировых рынках.
Как сообщил «Гудку» генеральный директор ABC-rail Артур Нурмухамедов, в начале сентября экспортные цены на российскую пшеницу выросли до рекордного за последние семь лет уровня, превысив 300 долларов за тонну. «При такой цене даже имеющиеся пошлины делают отгрузку за рубеж зерна рентабельной операцией», - отметил он.
Увеличение пошлин сдержало возможный за счёт благоприятной конъюнктуры рост экспортных отправок. По данным АО «Русагротранс», с 1 по 19 сентября экспорт пшеницы составил 0,93 млн тонн. Этот показатель выше уровня 2019 года и 2018 года, когда объёмы составили 0,83 млн тонн и 0,87 млн тонн соответственно, но ниже тех объёмов, что вывезли в прошлом году – 1,27 млн тонн. При этом за последние месяцы по мере того, как росли вывозные ставки, отмечается снижение экспорта пшеницы.
«Общий объём экспорта в августе составил 5,1 млн тонн, в сентябре - около 4,3 млн тонн. По нашим прогнозам, в октябре объём экспорта снизиться до 2,8-3 млн тонн», - рассказал «Гудку» руководитель аналитического центра АО «Русагротранс» Игорь Павенский.
Однако, как заметил эксперт, на показателях перевозок зерновых по сети ОАО «РЖД» отрицательная динамика экспорта отразится не так ярко, что обусловлено традиционным ростом доли железнодорожных перевозок от общего объёма экспорта в осенние месяцы.
Кроме того, по мнению Игоря Павенского, потенциальные потери холдинга от экспорта смогут компенсировать внутренние перевозки зерна. «В частности, сегодня наблюдается сбой производства на Урале, куда необходимо перевозить пшеницу из Сибири – а это возможно в первую очередь железнодорожным транспортом. А в ноябре-декабре текущего года прогнозируем восстановление экспортных перевозок», - добавил эксперт.
Начальник отдела оперативного маркетинга Первой грузовой компании (ПГК) Екатерина Агапова также считает, что в ближайшее время перевозка пшеницы будет преимущественно внутри страны. «Дальнейшая динамика экспорта пшеницы по железной дороге будет идти в соответствии с динамикой сбора пшеницы, когда прежде всего удовлетворяются потребности внутреннего рынка (56-57% от сбора), а излишек идёт на экспорт (43-44% от сбора)», - сообщила начальник отдела оперативного маркетинга ПГК.
Причиной возможного снижения экспорта пшеницы может стать и другой фактор – низкий урожай в этом сезоне. По пессимистичным оценкам в этом году он составит 72,5 млн тонн, заметил Артур Нурмухамедов.
Напомним, что в 2020 году урожай зерна составил 133,5 млн тонн, в том числе 85,9 млн тонн пшеницы.
Источник: Гудок
Добавить комментарий