Инвестиционная группа «Русские фонды» задумалась о выходе на зерновой рынок. Так, ее структуры могут приобрести Таганрогский зерновой терминал мощностью 1,2 млн тонн в год у компании «Зерно-трейд», владельцем которой называют бывшего топ-менеджера ЛУКОЙЛа Александра Раппопорта. Заработать в этом бизнесе в условиях усиления регулирования экспорта зерна будет крайне сложно, пишет Коммерсантъ.
Инвестиционная группа «Русские фонды» Сергея Васильева и его партнеров может купить Таганрогский зерновой терминал (ТЗТ) у владельцев крупного экспортера зерна «Зерно-трейд», рассказал источник “Ъ” в отрасли. Другой собеседник “Ъ” на рынке подтвердил, что «Русские фонды» интересуются активом. По его словам, окончательных договоренностей о сделке пока нет. Хотя, как следует из ЕГРЮЛ, 25 ноября «Русские фонды» уже учредили ООО «Таганрогский зерновой комплекс». Третий источник “Ъ” знает, что ТЗТ предлагался и другим потенциальным покупателям. В «Русских фондах» и «Зерно-трейде» комментарии не предоставили.
По итогам прошлого сезона «Зерно-трейд» поставил за рубеж около 1,6 млн тонн зерна, что соответствует девятому месту в списке крупных российских экспортеров, следует из данных «Русагротранса». Выручка компании в 2020 году составила 41,28 млрд руб., чистая прибыль — 83,64 млн руб. На рынке бенефициаром «Зерно-трейда» считают бывшего топ-менеджера ЛУКОЙЛа Александра Раппопорта.
ТЗТ занимает до 19% перевалки зерновых среди малых портов Азово-Черноморского бассейна, говорится в презентации актива для потенциальных покупателей, с которой ознакомился “Ъ”.
Мощность терминала — 1,2 млн тонн в год. В 2020 году от перевалки 872 тыс. тонн зерна по ставке $10 за тонну ТЗТ получил $9,3 млн выручки, EBITDA была $6,78 млн, сказано в презентации. По словам источника “Ъ”, ТЗТ оценивается в $30 млн. По данным собеседников “Ъ”, сейчас единственный клиент ТЗТ — сам «Зерно-трейд».
«Русские фонды» в последнее время активно инвестируют в предприятия, которые занимаются переработкой и продажей продукции сельского хозяйства. Портфель включает ГК «Тверской мелькомбинат» (занимается производством муки, макаронных изделий, кормов для животных) и маслоэкстракционный завод «Агритек» в Смоленской области. Также группа планировала проекты в птицеводстве. По словам одного из источников “Ъ”, за счет ТЗТ «Русские фонды» хотят продолжить диверсификацию портфеля.
По словам директора «Совэкона» Андрея Сизова, $30 млн — хорошая цена для терминала с учетом реалий рынка 2018–2020 годов. Но сегодня существует огромное количество рисков: вывозные пошлины, квоты, падение производства и экспорта зерна, снижение ставок на перевалку при увеличении мощностей, а также обсуждаемое закрытие рейдовой перевалки, что в первую очередь ударит по малым портам, указывает он. По словам источника “Ъ” в транспортной отрасли, из отгруженных через ТЗТ около 850 тыс. тонн зерна в прошлом сезоне около 20% ушло на рейдовую перевалку, остальное — напрямую импортерам: в Турцию, Италию, Грецию и т. д.
Как отмечает собеседник “Ъ”, новый владелец ТЗТ может заработать на предоставлении услуг и квот по перевалке зерна экспортерам, работающим на малой воде, как уже работают многие терминалы на Азовском море.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько полагает, что «Русские фонды» также могут перепродать актив в будущем профильному игроку, возможно, после реконструкции ТЗТ для повышения стоимости. Но один из крупных экспортеров указывает, что терминал расположен в неудачном месте: поступающее зерно проще выгрузить в Ростове-на-Дону, а для расширения числа работающих экспортеров ставку перевалки придется снизить в два раза.
Андрей Сизов также отмечает, что экономический смысл в покупке актива на сжимающемся рынке найти непросто. По его словам, теоретически можно создать собственного трейдера, попытаться привлечь на терминал других экспортеров, но это требует времени. Еще один путь — специализация на культурах вроде гороха или нута, которые пока не попали под госрегулирование, добавляет эксперт.
Добавить комментарий