По прогнозам аналитиков, в этом году российские сельхозпроизводители соберут с полей 95 млн тонн пшеницы. В целом же объем урожая зерновых составит около 130 млн тонн. Однако рекордные урожаи из-за заградительных мер привели к перенасыщению рынка и, как следствие, резкому понижению цены на зерновые. В итоге это, как не парадоксально, грозит неприятностями самим фермерам. В проблеме разбирается радио «Business FM Челябинск».
Экспортные пошлины на пшеницу правительство страны ввело в прошлом году, когда после скачков курсов доллара и евро внезапно возник ажиотаж на сахар и другую классическую для кризисов продукцию. Меры сработали, цены в магазинах остановили безумный рост, а продовольственная безопасность страны и безопасность личного кармана больше не вызывала вопросов у населения. Однако теперь эти пошлины стали проблемой для фермерских хозяйств. Запертое в России зерно сильно подешевело. Цены упали до уровня 2017 года.
«Чтобы его продавать, надо отменить экспортные пошлины. 4053 рубля на пшеницу, 16 тысяч на тонну подсолнечного масла, на ячмень — 2729. Экспортерам невыгодна наша пшеница, мировые покупатели видят цены. Его никто не возьмет. Его возят, но у нас с транспортом проблемы. Нет судов. Побили рекорды, а что делать с ними, кому они нужны. Нам урожай не выгодно такой иметь, нам гораздо выгодней, когда мы не дополучаем, когда катаклизм. Эти пошлины тормозят экспорт. Когда товара много, цена начинает идти вниз. Мы сейчас не видим, самая максимальная цена 12 тысяч без НДС, 13100 с НДС», — говорит общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в Октябрьском районе Александр Брусков.
Одна из версий, которую озвучили сельхозпроизводители на встрече с уполномоченным по правам предпринимателей Челябинской области Александром Гончаровым, почему власти страны не торопятся с отменой пошлин — политическая. Но тогда, рассуждают фермеры, государство должно помогать фермерам. А если называть вещи своими именами, просто купить урожай у производителей по адекватной цене. Пока этого не происходит.
Кроме того, интервенция, которую объявило правительство с установленными ценами на зерновые на пшеницу 3-го класса на уровне 15 тысяч 840 рублей и 12 тысячи 980 рублей за тонну ячменя, составляет всего 3 млн тонн. И Челябинскую область они обошли стороной. Регион считается дефицитным, так как производит в хороший год, как этот, всего около 2 млн тонн. А возможность переработчиков — 4,5 млн.
Казалось, вот и выход — сдать все зерно на местные элеваторы. Но они уже заполнены оренбургским зерном, а южноуральские сельхозпроизводители из-за географических особенностей просто не могут конкурировать с соседями.
«Чисто по-климатически в Оренбурге, Башкирии, уборка урожая начинается значительно раньше. Они и сеют раньше нас на месяц, и убирают раньше нас на месяц. В итоге ариантовский элеватор в Бредах открылся, его зерном оренбуржцы засыпали по 12 рублей. А у нас он еще зеленый стоит, мы его не можем молотить. Они даже ничего не потеряют, им просто надо квоты ввести. В июле собрались, допустим, с нами обговорили, у кого какие виды на урожай. Предварительные контракты набросали на эти 12 рублей. Потому что им выгодно привести с Оренбурга, когда цена 12. А когда сейчас 4 — мне даже до них невыгодно везти. Сейчас у меня тысячу рублей, из четырех отними, тысячу рублей доставить, я тогда что — три получу?», — рассуждает глава крестьянско-фермерского хозяйства Чесменского района Денис Шумских.
Варианты введения квот, по задумке предпринимателей, должны проработать региональные власти. Также необходимо перенять европейский опыт так называемых минимальных цен.
«В Италии, Германии есть такие законы. Там по-другому работает механизм. Если вы хотите иметь продовольственную безопасность, ряд вещей ограничивается в цене. В первую очередь, удобрения, средства защиты растений, дизельное топливо. Они стоят для своих дешевле, чем для иных. И зерно, и мясная продукция, и молочная продукция покупается по барьерным ценам. Там нет какой-то цены, которая может упасть в дно. И у переработчиков формируется сотня процентов маржинальности, а у нас кассовые разрывы, которые приводят к банкротству», — отмечает глава крестьянско-фермерского хозяйства Октябрьского района Дмитрий Трофимов.
Так или иначе, создавшаяся ситуация требует срочных решений на разных уровнях власти. Как утверждают фермеры, отмена пошлин самый эффективный вариант. Квоты, минимальные цены, а также идеи создать фермерами в складчину при поддержке властей зернохранилище, чтобы переждать невыгодный рынок — события будущего сезона.
«Мне очень трудно сейчас сказать, что можно сделать на региональном уровне. Но блок правительства, который занимается сельским хозяйством, должен активно включаться. Нужно было понимать, что такой вопрос возникнет, и решать проблемы. Но лучше поздно, чем никогда. Будем искать все меры, которые помогут нашим фермерам. То, что сейчас происходит — очень плохо», — комментирует уполномоченный по правам предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров.
Только отмена экспортных пошлин — это как раз полномочия федеральных властей. А значит, ждать быстрого решения нашим региональным фермерам не приходится. Поэтому вариант «очень плохо» при описании рекордного урожая становится все более реальным.
Добавить комментарий