Нужно ли ограничить деятельность иностранных зернотрейдеров на внутреннем рынке? — мнения экспертов

Губернаторы крупнейших регионов — производителей зерна направили президенту России Владимиру Путину письмо с предложением ограничить участие иностранных компаний в экспорте российского зерна, которые вывозят его по «теневым звеньям цепи». Об этом писал РБК.

В письме губернаторы предлагают законодательно ограничить максимальную долю прямого и косвенного участия нерезидентов в компаниях агропромышленного комплекса, прежде всего занимающихся экспортом зерна, на уровне 20%, а также обязать российских владельцев предприятий АПК перенести головные компании из иностранных юрисдикций в российскую.

В интервью «Агроинвестору» гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько сказал: «Надеюсь, что эта инициатива не получит продолжения. Она вредоносна для российского зернового экспорта и всего рынка». По его словам, возможно, губернаторы, не будучи профессионалами в этом вопросе, не до конца понимают значимость иностранных компаний для российских аграриев. «Во-первых, эта инициатива направлена на ограничение конкуренции. Сейчас за фермерское зерно на том же Юге одновременно борются несколько компаний, и если убрать иностранцев, то ликвидность сектора упадет <...>. Высокая конкуренция позволяет нашим аграриям получать достойное, в рамках установленных пределов (в том числе экспортными пошлинами), вознаграждение за свою работу», — подчеркивает Рылько.

Во-вторых, продолжает он, иностранные компании обладают соответствующей долгосрочной экспертизой на мировом рынке, чтобы поставлять зерно в те страны, и тем потребителям, до которых российским компаниям пока «сложно дотянуться». Особенно в непростых нынешних условиях. В-третьих, эти компании платят налоги и создают рабочие места в России. «Наши соотечественники набираются там полезного опыта, многие потом переходят с этим бесценным опытом в российские компании. Есть и другие аргументы в пользу международных игроков, которые, наверное, неудобно приводить публично, но они важны», — отмечает эксперт.

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут говорит, что ограничение участия иностранных трейдеров в России возможно, но вопрос в том, нужно ли это. «Довод, что из-за них у нас низкие закупочные цены, мягко выражаясь, не слишком убедителен, потому что губернаторы почему-то забыли, насколько у нас выросли цены на автоперевозки, перевалку в портах, и что у нас действует пошлина. А компании с иностранным участием покупают зерно на том же рынке, что и российские компании. Так что возникает вопрос: чего ради это все декларируется и проводится?», — сказал «Агроинвестору» Корбут. По его мнению, в случае одобрения инициативы, у инвесторов из дружественных стран, которых сейчас хотят привлекать к ведению бизнеса в России, могут появиться опасения относительно будущего их дела в стране. Тем более, доля иностранных компаний в экспорте составляет 20-25%, а основной вывоз ведется российскими компаниями.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский в интервью Business FM заявил, что на самом деле главная цель фильма — обличить рейдовую перевалку в Керченском заливе. Есть два варианта логистики. Первый. От производителя зерно везут на поездах или автотранспортом в зерновой терминал в порту, где его нужно перегрузить на крупнотоннажные суда. Этот процесс и называют перевалкой. Второй вариант. От производителя зерно везут на малотоннажных судах до Керченского залива. И там, не заходя в порт, в открытом море суда становятся на якорь, чтобы сделать ту же перевалку, только рейдовую. С малотоннажных судов на крупнотоннажные. Никакого иностранного засилья в рейдовых перевалках нет, они работают на благо рынка, объясняет президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский: «Все это в интересах инфраструктурных операторов, которые обслуживают крупнотоннажные отгрузки. Это новороссийский комбинат хлебопродуктов, находится в руках государства и управляется «Объединенной зерновой компанией». А Новороссийский зерновой терминал находится в группе ВТБ. Рейд существует по одной-единственной причине: там никаких теневых операций невозможно в принципе совершать, там можно только экономить деньги. В Новороссийске ставки доходили аж до 37 долларов за тонну перевалки, а у мелкотоннажных отгрузок комплексная ставка могла доходить в историческом разрезе до 12 долларов за тонну. Вот эта разница обеспечивает рейдовую перевалку. Всего лишь конкуренция».

Если рейдовую перевалку закроют, это не повысит закупочные цены, как утверждается в фильме. На рынке останется только госмонополия, ставки на перевалку вырастут, а значит, закупочная цена снизится, из-за чего пострадают производители. Это уже не первая попытка ограничить рейдовую перевалку. Например, в прошлом году Госдума рассматривала соответствующий законопроект. Участники рынка были против. Государственная объединенная зерновая компания и несколько других игроков — за. Директор одной из компаний, который пожелал остаться анонимным, в интервью Business FM сказал, что государство уже давно хочет получить возможность диктовать участникам отрасли свои цены.

Добавить комментарий

Full HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Новости

Аналитика и интересное о зерновом рынке

News in English