Письмо трех губернаторов о регулировании присутствия иностранного капитала стало центральной темой документального фильма «Зерно», он был показан по телеканалу «Россия 1» в выходные в Прайм-тайм. Для этого фильма тележурналист Андрей Кондрашов взял интервью у Василия Голубева, губернатора Ставрополья Владимира Владимирова и губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, а также нескольких предпринимателей, экспертов рынка, сотрудника таможни. Значительная часть фильма посвящена критике рейдовой перевалки зерна. В частности, журналист отмечает: «Когда зерно переваливают в море, то ни его объемы, ни качество, ни направление государство уже не контролирует».
Письмо губернаторов, отправленное президенту, является служебным документом, в открытом доступе его нет. Из фильма можно сделать вывод, что губернаторы в своем письме к президенту высказались за отмену рейдовой перевалки тоже. Хотя всего год назад депутаты Заксобрания региона добивались (и добились) ее сохранения. Исполнительная власть региона тоже поддерживала эту инициативу, сообщает издание «Город N».
В ответ на запрос N пресс-секретарь губернатора Ирина Четвертакова пояснила, что тема рейдовой перевалки в письме губернаторов к президенту не поднималась:
— Губернатор считает, что перевалка на рейде — ключевое звено экспортных логистических цепочек Ростовской области. Практически все зерно из Ростовской области, а также из регионов Поволжья отправляется на экспорт речным водным транспортом через три морских международных порта: Ростовский, Таганрогский и Азовский. Также реализуется ряд инвестпроектов, которые направлены на увеличение пропускной способности портовых терминалов в Азове и Таганроге. Перевалка с малых (т. е. речных, малотоннажных. — N) судов на крупнотоннажные корабли происходит на рейде незамерзающего порта Кавказ. Таким путем с Дона экспортируется около 60% зерновых и 15% растительного масла. Рейдовая перевалка безопасна для окружающей среды, отработана и распространена во всем мире. Если закроется речное сообщение, весь груз пойдет по железной дороге и автомагистралям, что может нанести ущерб инфраструктуре. При этом мощности глубоководных портов Новороссийска, Тамани и Туапсе не позволят быстро заместить объем экспорта через рейд. Вырастет и себестоимость зерна, потому что речные перевозки являются самыми доступными, и если их искусственно ограничить, возросшие затраты войдут в себестоимость продукции.
Эту же позицию в беседе N ранее поддерживали и зернотрейдеры, и аналитики. В частных беседах один из участников рынка, знакомый с предпринимателями, которые давали интервью тележурналисту, сообщил, что их слова вырваны из контекста, с помощью монтажа автор фильма сделал так, что получилось, будто герои согласны с его позицией по поводу рейдовой перевалки, хотя это не так. Это подтвердил на минувшей неделе президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский (он тоже снялся в фильме). В ходе онлайн-пресс-конференции он заявил, что в фильме «Зерно» много передергиваний фактов и неправды:
— Фильм явно заказной, чистой воды заказуха. Имеет конкретную задачу: организовать монополию на внутреннем рынке, в том числе по экспортным отгрузкам, ограничить конкуренцию и уничтожить рейдовую перевалку.
Поясняя свою мысль, он отметил, что выгодоприобретатель отмены рейдовой перевалки — порт Новороссийска. В фильме показаны НКХП и НЗТ — зерновые терминалы этого порта, сообщается, что этот порт может взять на себя перевалку всего зерна, экспортируемого из России. Отметим, что НКХП и НЗТ связаны с «Деметра-Холдингом».
Добавить комментарий