Сельскохозяйственная техника в России в 2023 году продолжит дорожать на фоне дефицита предложения, а также проблем с запчастями и комплектующими. Такое мнение высказал член правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Михаил Мизин в ходе заседания Комиссии по развитию агропромышленного комплекса Ассоциации менеджеров 28 февраля, сообщает поле.рф.
«По нашим оценкам, цены на сельхозтехнику выросли на 30–40% в 2022 году. Этот рост, наиболее вероятно, продолжится и в 2023 году (…). В новый год мы входим с большими переходящими остатками урожая, поэтому спрос на сельхозтехнику в этом году будет падать, это наш прогноз. Это уже начинает сейчас осуществляться просто потому, что первое, на чем начинают экономить аграрии, — это сельхозтехника», — сказал он.
По данным ассоциации «АСХОД», факторами, оказавшими ключевое влияние на рынок сельхозтехники в 2022 году, стали:
- исходный общий дефицит такой техники в мире;
- приостановка деятельности или уход с российского рынка западных компаний;
- санкции в отношении самоходной техники и комплектующих;
- валютные колебания, рост ставки ЦБ в марте 2022 года;
- сбой логистики, удлинение цепочек поставок;
- дефицит запчастей.
Складские запасы запчастей у дилеров позволили смягчить давление факторов на рынок в 2022 году, но, по словам Мизина, в 2023-м резервы исчерпаны и надеяться можно только на новые каналы поставок.
Эксперт отметил, что проблема с компонентами для российской сельхозтехники будет сохраняться несколько лет, поскольку качественные комплектующие быстро в производство не запустить. Наиболее остро стоит вопрос с трансмиссиями и шинами. Ассоциация ведет переговоры по выведению критически важных компонентов из-под санкций. В июле 2022 года из санкционных списков исчезли режущие компоненты для жаток и форсунки.
Мизин констатировал, в течение 2022 года иллюзии о том, что поставки из дружественных стран могут в полной мере заменить западные бренды, развеялись. У России с Северной Америкой и Европой схожие климатические условия, поэтому техника производителей из этих стран оптимально походила для российских полей, а у Турции, Индии и Китая техника другого формата. Например, в этих странах не представлена широкозахватная техника, а среди тракторов наиболее востребованы машины малой и средней мощности.
По словам эксперта, Китай пытается занять освободившуюся нишу и сделать под Россию тракторы большой мощности. «Смотришь на трактор — видно, что это явно не 340 лошадиных сил, а от силы 200. Оказалось, что они разгоняют мотор до нужных показателей, но сам трактор под это не заточен, и он не сможет выполнять полевые операции должным образом», — отметил Мизин.
«Выпавшие мощные трактора заменить мы пока не можем в полной мере, и это тоже будет влиять на рынок», — добавил он.
Говоря о сложностях с доступом к оригинальным запчастям западных брендов, Мизин отметил, что крупные дилеры начинают производить запчасти самостоятельно.
«У нас нет иного выхода, кроме как развивать собственное производство. Мы исходим из того, что западные бренды не вернутся в течение нескольких лет, а техника из дружественных стран не удовлетворяет по своим эксплуатационным характеристикам все потребности аграриев», — резюмировал эксперт, оценив срок стабилизации ситуации в 2–3 года.
Добавить комментарий