Окончившийся в июне сельскохозяйственный сезон показал, что экспорт российского зерна был устойчив к геополитическим напряжениям и торговым барьерам. Несмотря на сложности с оплатой отгрузок и неопределенность в продлении сделки по экспорту украинского зерна, урожай, установивший рекорд, позволил компаниям экспортировать значительный объем зерновых - 59 миллионов тонн, пишет Коммерсантъ.
Компания "Русагротранс" оценивает, что экспорт российского зерна в этом сельскохозяйственном сезоне достигнет 59,3 миллионов тонн, из которых 48,2 миллиона тонн - пшеница. Аналитики считают этот показатель рекордным и сообщают, что российская доля на мировом рынке пшеницы составит 13% (в сезоне 2017/18 года - 11,3%). Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) делает похожие прогнозы по общему объему экспорта зерновых, утверждая, что вывоз пшеницы составит 47,5 миллиона тонн. По мнению компании "Совэкон", в целом из России будут экспортированы 55,5 миллиона тонн зерна, из которых 44,5 миллиона тонн - пшеница. Глава Минсельхоза, Дмитрий Патрушев, отмечал в мае, что сегодня каждая пятая партия экспортируемой пшеницы в мире поставляется из России.
Начало экспортного сезона для российских экспортеров зерна оказалось неудачным из-за военных действий РФ на Украине, а также новых санкций со стороны западных стран. Экспортеры столкнулись со сложностями в судовом фрахте, страховании грузов и проведении платежей, а также с высокими пошлинами на вывоз, оказывающими давление на их коммерчкую деятельность. Директор компании "Совэкон" Андрей Сизов отметил, что медленный экспорт был вызван сильным рублем и пошлинами на вывоз. Удорожание фрахта, страховки и проверки со стороны зарубежных контрагентов также создают дополнительные проблемы для экспортеров.
Дмитрий Рылько, гендиректор ИКАР, отметил, что несмотря на большой урожай зерна в мире в этом сезоне, некоторые страны-производители испытали проблемы, что стало возможностью для российских экспортеров. Россия производит рекордные объемы пшеницы, которая была поставлена в Саудовскую Аравию и Алжир из-за проблем с урожаем в EC. В США и Аргентине возникли трудности, в связи с чем были отправлены большие партии зерна в Бразилию и Мексику. Россия продолжает поставки зерна в Турцию, объемы которых выше, чем в предыдущие годы. Благодаря этому, Россия остается доминирующим поставщиком пшеницы с протеином в 12,5%.
За счет увеличения объемов крупные российские экспортеры серьезно наращивают свою деятельность и получают большой прирост выручки. Дмитрий Рылько отмечает, что компаниям удалось сохранить высокую маржу на протяжении всего сезона, что является большим успехом для них. Они не видели подобной прибыли уже давно.
По данным газеты, крупнейшим экспортером зерна из России за этот сезон является ТД "Риф" Петра Ходыкина, а второе место у "Грейн Гейтс". У последней возникли затруднения с экспортом зерна после введения санкций США в отношении ВТБ, который владеет частью этой компании. Третье место у "Астона" Вадима Викулова, а четвертым оказалась "Витерра Рус" (ранее Glencore Agriculture). Объединенная зерновая компания (ОЗК, принадлежащая на 50%+1 акция государству) заняла пятое место, но у нее существуют проблемы с финансовой логистикой и организацией фрахта судов. ОЗК планирует расширить географию прямых поставок и отказаться от посредников в лице международных трейдеров. Также компания планирует работать над развитием биржевых инструментов, созданием собственного флота, увеличением парка вагонов-зерновозов и модернизацией товаропроводящей инфраструктуры.
Три работающих в РФ международных трейдера — Viterra, Cargill и Louis Dreyfus с нового сезона объявили о прекращении экспорта зерна из страны. Но по какому сценарию может произойти уход с рынка, пока до конца не ясно.
Компания Viterra может продолжить работу под новым названием и сохранит контроль над терминалом в Ростове-на-Дону. Louis Dreyfus пока не определилась с покупателем на местный бизнес, включая терминал в Азове. Компания Cargill владеет долей в терминале КСК в Новороссийске, но пока неизвестны планы в отношении данного актива.
По данным источников “Ъ”, основным бенефициаром ухода иностранных трейдеров может стать «Грейн Гейтс», занимающая большую долю поставок через терминалы Черного моря. Как считают собеседники “Ъ”, компания может и опередить по объемам экспорта зерна многолетнего лидера ТД «Риф».
Представитель ОЗК считает, что с уходом глобальных трейдеров конкуренция между экспортерами российского зерна станет «максимально здоровой». Международные трейдеры, в отличие от российских, «могли беспрепятственно использовать иностранные финансовые инструменты и не попадали под прямые или косвенные санкции», подчеркивают в компании.
Компания «Русагротранс» прогнозирует, что Россия в сезоне 2023/24 года сохранит статус крупнейшего экспортера пшеницы в мире благодаря высокой урожайности и рекордным запасам зерна. Эксперты ожидают экспортный потенциал в 57 миллионов тонн, включая 43,7 миллиона тонн пшеницы, что значительно превышает показатели поставок из ЕС и Канады. Компания "Совэкон" также предвещает рекордный экспорт пшеницы и снижение пошлины. Запуск нового зернового терминала в Ленинградской области позволит увеличить экспорт зерна во время пикового спроса.
В то же время Газпромбанк в отчете отмечает, что один из крупнейших импортеров российской пшеницы — Египет испытывает серьезные экономические трудности, имеющие системный характер, и трейдеры говорят о задержках платежей за поставки. Дмитрий Рылько ожидает, что в будущем сезоне предложение кукурузы и пшеницы в ЕС с учетом хорошего урожая и высоких запасов, накопленных в том числе за счет поставок с Украины, может оказаться очень высоким. Конкуренция для российских экспортеров на мировом рынке вырастет, уверен он.
Господин Сизов, впрочем, считает, что, несмотря на хорошее предложение зерна из Европы, экспорт пшеницы с Украины в будущем сезоне сократится до 10,5 млн тонн против 16,5 млн тонн сезоном ранее.
Между тем господин Рылько отмечает, что будущий сезон «может быть тревожным» для растениеводов из-за роста себестоимости зерна на 10–12% на фоне снижения цен. По его словам, во всем мире сейчас также дешевеют масленичные и продукты их переработки, которые всегда были для агрохолдингов «палочкой-выручалочкой, позволявшей компенсировать потери доходности на зерне».
Собеседник “Ъ” среди крупных экспортеров говорит, что основной вопрос — насколько доходной останется продажа пшеницы. По его словам, цены на юге «пока остаются приемлемыми», но в других регионах «ситуация может быть хуже». В ОЗК говорят, что с учетом текущей геополитической ситуации «не стоит ожидать снижения давления или снятия торговых барьеров». Наоборот, в компании ждут их усиления и укрепления.
По мнению собеседника “Ъ” из числа крупных экспортеров, прямые внешние ограничения на российскую пшеницу по происхождению маловероятны: «Поставки зерна — вопрос продовольственной безопасности, а в дешевой пшенице заинтересованы все». Андрей Сизов также не ждет в новом сезоне «внешних санкций». Но допускает, что «тема поставок продовольствия может стать инструментом политического давления самих российских властей».
Добавить комментарий