Федеральная антимонопольная служба (ФАС) учтет рекомендацию Госдумы провести анализ конкуренции на зерновом рынке, а также в сегменте услуг перевозки и хранения зерна в портах на предмет наличия вертикального сговора. Об этом говорится в письме главы ФАС Максима Шаскольского к первому зампреду комитета Госдумы по защите конкуренции Игорю Игошину (документ от 16 февраля), пишут Известия.
Если будут подтверждены вертикальные соглашения компаний-производителей, зернотрейдеров, а также владельцев портов и инфраструктуры для хранения продукции, служба может начать проработку мер борьбы с нарушениями конкуренции, рассказал «Известиям» источник, близкий к ФАС.
"Очевидно, ФАС планирует повысить прозрачность российского зернового рынка — речь идет как о производителях, так и о торговых и транспортных компаниях, которые бывают аффилированы с производителями. Если антимонопольная служба выявит соглашения, препятствующие конкуренции, то может начать дополнительные проверки. Примерами таких соглашений могут быть случаи, когда крупные агрохолдинги договариваются с руководством портов не допускать на хранение товар других игроков или когда закупочная стоимость товара искусственно занижается для отдельных трейдеров", — пояснил член экспертного совета при ФАС Дмитрий Тортев.
В Минсельхозе сообщили, что в министерство не поступали соответствующие предложения ФАС России, но ведомство готово их рассмотреть при получении.
"Вместе с тем Минсельхоз считает необходимым создание прозрачных условий работы российского зернового рынка. В частности, для этого была разработана и в 2022 году запущена ФГИС «Зерно». Данная информационная система позволяет обеспечивать прослеживаемость зерна и продуктов его переработки в целях сокращения нелегального оборота и повышения качества и безопасности продукции для потребителей", — пояснили в пресс-службе Минсельхоза.
В ФАС от комментариев отказались.
"Особое внимание Госдумы и ФАС к зерновому рынку могло быть вызвано ростом цен внутри страны на фоне активного вывоза зерновых на экспорт в течение 2023 года. Повышение прозрачности поможет сдержать внутренние цены", — считает Дмитрий Тортев.
Цены на хлеб росли в течение 2023 года, несмотря на рекордный урожай зерновых. За прошлый год стоимость хлебобулочных изделий из пшеничной муки выросла на 5%, а из ржаной — на 5,7%, сообщали в Руспродсоюзе. Сильнее всего это затронуло северные регионы. По данным Мурманскстата на сентябрь 2023 года, в Мурманской области за год хлеб подорожал на 11,5%.
При этом в январе 2024 года глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев сообщил о рекордном урожае. Как сообщал чиновник, прошлый год принес России второй в истории объем зерновых. "Мы еще ожидаем итоговой статистики, но прогнозируем, что вместе с новыми регионами будет 147 млн т", — отмечал министр.
При росте урожая рос и экспорт зерна из РФ. По данным АО «Русагротранс», Россия в первой половине 2023–2024 сельскохозяйственного года обновила рекорд: поставки зерновых, с учетом зернобобовых и муки, составили 39 млн т. Российское зерно импортируется как традиционными покупателями, основные из которых Египет и Турция, так и новыми — например, растут поставки в страны Латинской Америки, сообщали эксперты.
Президент российского зернового союза Аркадий Злочевский сообщил, что среди производителей зерна картельных соглашений практически не бывает, так как этот рынок объединяет десятки тысяч участников, которые не смогли бы договориться.
"А вот инфраструктура (вагоны для перевозки зерна, порты) монополизируется. В этой сфере давно надо было применять антимонопольное регулирование", — считает представитель бизнеса.
Член экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы Андрей Тенишев согласен с тем, что в ходе анализа рынка особенно важным для ФАС будет изучение вопроса перевозки зерна.
"Это прежде всего тарифы на железнодорожные перевозки, тарифы на услуги морских портов. Всё это входит в сферу деятельности ФАС. И в действительности сельхозпредприятия уже давно ждут необходимых тарифных решений", — отметил эксперт.
Экс-замминистра сельского хозяйства РФ Леонид Холод подтвердил, что проблема доступа к инфраструктуре для сельхозпроизводителей достаточно серьезная.
"Без участия ФАС ее не решить. Как вы примирите потенциал суперкрупного агрохолдинга и единичного товаропроизводителя? А жить и работать хотят и те, и другие", — отметил он.
Поэтому вертикальные договорные цепочки, которые оставляют инфраструктуру за крупным агрохолдингом, приносят выгоду только им — хотя инфраструктура должна быть равнодоступной, а в итоге ей не может воспользоваться достаточно большое количество сельхозпроизводителей, заключил эксперт.
Добавить комментарий