«Союз органического земледелия» (СОЗ) по предложению Минсельхоза разработал «дорожную карту» по развитию органического сельского хозяйства в России, которую ведомство учтет при составлении своей госпрограммы поддержки этого нишевого вида сельского хозяйства. Как заявлено, дорожная карта (копия есть в редакции) разработана при прямом участии производителей органической продукции, биопрепаратов и биоудобрений, сертифицирующих ведомств и частных компаний, ряда научно-исследовательских институтов и ВУЗов.
Ключевые предложения «дорожной карты» — погектарная поддержка для производителей органической продукции, компенсация затрат на сертификацию, на использование органических удобрений и биологических средств защиты растений, а также субсидирование обучения органическому сельскому хозяйству. «Еще одно наше предложение заключается в том, чтобы наделить производителей органической продукции приоритетным статусом, что позволит небольшим компаниям получать средства господдержки на компенсацию капитальных затрат при строительстве, а также субсидии на покупку техники и прочие цели, — пояснил «Эксперту» председатель правления «Союза органического земледелия» Сергей Коршунов. – Проблема в том, что сейчас небольшим предприятиям, которые в основном и занимаются производством органической продукции, средства региональной господдержки достаются по остаточном принципу. А статус приоритетной компании позволит в числе первых получить средства от государства».
По данным Международной федерации экологического земледелия, за последние 15 лет мировой рынок органических продуктов вырос почти в пять раз — с 18 млрд долларов до 82 млрд (почти десятая часть от общего объема мирового рынка продовольствия), а к 2020 году он может вырасти еще более чем вдвое. По данным Минсельхоза, объем отечественного рынка органической продукции в настоящее время составляет 160 млн евро, а к 2025 году ведомство ожидает увеличение рынка до пяти млрд евро.
Однако до 90% российского рынка «органики» составляет импорт, что говорит о больших возможностях импортозамещения при стабильно растущем спросе.
Однако проблема в том, что по закону «Об органической продукции» производителями органики могут быть признаны только те компании, которые получили сертификат (стоит от 300 до 800 тысяч рублей в год) по недавно разработанному российскому ГОСТу. Сейчас из 70 (только оффициально установленных, их намного больше) органик-производителей только 17 хозяйств сертифицированы по российским стандартам, остальные – по международным. «Изначально наш союз предлагал считать действительными на российском рынке международные органические сертификаты, — продолжает Яков Любоведский. – Но почему-то эта поправка не прошла. В итоге те компании, которые работают на внутреннем рынке по международным стандартам, к 2020 году перестанут считаться производителями органики, что противоречит здравому смыслу». Поэтому дорожная карта СОЗ содержит предложение о принятии поправок в закон с целью устранить это искусственно созданное препятствие и оставить в силе действие международных сертификатов органической продукции в России.
Добавить комментарий