РЖД просят ввести приоритетный доступ к перевозкам

ОАО РЖД предложило Минтрансу внести в железнодорожное законодательство изменения, которые позволят пропускать вне очереди некоторые категории грузов, а также предоставлять приоритет тем, кто инвестирует в расширение пропускной способности сети или с кем заключен договор take-or-pay и получена предоплата за перевозку, пишет Коммерсантъ. По мнению собеседников “Ъ” среди грузоотправителей, это радикальное изменение правил игры на железных дорогах, грозящее дискриминацией одних клиентов относительно других.

Гендиректор ОАО РЖД Олег Белозеров 4 марта направил главе Минтранса Евгению Дитриху письмо, в котором предложил поправки к железнодорожному законодательству, многие из которых ранее вызывали ожесточенные споры в сообществе. Так, предлагается ввести понятие особо значимых грузов, список которых определяет правительство и под которые операторы обязаны предоставлять вагоны и контейнеры. Минтранс ранее говорил, что к приоритетным могут причисляться грузы, перевозимые в государственных или социально значимых целях, по долгосрочным контрактам, перевозки грузоотправителей в адрес портов, в развитие которых они инвестируют, и так далее.

В другом разделе устанавливается возможность заключения с ОАО РЖД договоров на условиях take-or-pay (с ответственностью грузоотправителя за непоставку согласованных объемов груза, а оператора — вагонов под него). ОАО РЖД разрешается получать с грузоотправителя предоплату в годовом объеме, в том числе в целях инвестирования в инфраструктуру. «Данные договоры могут содержать особый порядок тарификации услуг по перевозке,— гласит документ.— Перевозки во исполнение таких договоров осуществляются в приоритетном порядке». Также в документе появляется новая сущность — «участок с ограниченными пропускными и провозными способностями», по которым перевозки могут осуществляться особым порядком.

Экономические предпосылки этого обсуждения — дефицит пропускной способности железных дорог, ведущих в направлении экспортных портов, при стабильно хорошей экспортной конъюнктуре. БАМ и Транссиб загружены настолько, что ОАО РЖД уже предлагает грузоотправителям ехать через сухопутные погранпереходы в других направлениях. Обсуждение активизировалось с предложением владельца «Сибантрацита» Дмитрия Босова профинансировать второй Северомуйский тоннель на БАМе в обмен на приоритетный пропуск по нему. На прошлой неделе «Ведомости» писали, что господин Босов с этим вопросом дошел до президента. Один из собеседников “Ъ” уверен, что предложение ОАО РЖД связано с запросом господина Босова, но источник в монополии говорит, что такой связи нет. В «Сибантраците» это не комментируют. Другой стимул обсуждения — поручение вице-премьера Дмитрия Козака обдумать приоритетный доступ для перевозок топлива на Дальний Восток. В ОАО РЖД от комментариев отказались. В ФАС “Ъ” сообщили, что данный законопроект в службу не поступал, но «при принятии решений служба будет исходить из интересов развития экономики, упорядочивания планирования загрузки инфраструктуры и необходимости достижения ОАО РЖД целей, поставленных в утвержденной правительством долгосрочной программе развития».

Опрошенные “Ъ” отправители массовых грузов, в основном угольные и металлургические компании, от комментариев отказались.

Источник в совете потребителей ОАО РЖД говорит, что совет «крайне негативно относится к этой инициативе, потому что она противоречит антимонопольному законодательству, закрепляющему равный доступ к объектам инфраструктуры».

Другой собеседник “Ъ” среди клиентов ОАО РЖД замечает, что если решено инфраструктуру развивать только на деньги потребителей, то тариф надо снизить до уровня себестоимости, убрав инвестсоставляющую, в том числе дополнительную экспортную надбавку в размере 8%. Источник, близкий к крупному грузовладельцу, говорит, что сейчас законом предусмотрен приоритет перевозки грузов только для ликвидации последствий ЧС. «Введение приоритетного доступа в условиях дефицита пропускных способностей инфраструктуры влечет для потребителей услуг ОАО РЖД высокие риски нарушения условий публичных договоров и понуждения грузоотправителей к заключению договоров на кабальных условиях»,— считает он.

Представленный ОАО РЖД проект крайне радикален и не выглядит готовым предложением — скорее, вызовом к обсуждению, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Рынок не готов к столь лобовому нарушению принципа равнодоступности инфраструктуры, которое, конечно, позволит некоторым угольным компаниям улучшить свою логистику, но за счет других грузоотправителей. Торговля пропускной способностью ликвидирует стимулы для ОАО РЖД к расшивке узких мест, отмечает эксперт.

Добавить комментарий

Full HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Новости

Аналитика и интересное о зерновом рынке

News in English