Один из крупнейших игроков на зерновом рынке «Деметра-холдинг», в числе владельцев которого ВТБ, может создать сельскохозяйственный маркетплейс. Новой площадке придется конкурировать с существующими «Агро.Клуб» и Direct.Farm, а для привлечения клиентов «Деметра-холдингу» нужно взять на себя риски обеспечения гарантий сделок, считают эксперты, пишет Коммерсантъ.
В начале октября «Деметра-холдинг» учредил в Москве ООО «Сельскохозяйственная цифровая экосистема» («Сельскохозяйственная ЦЭС»), следует из данных ЕГРЮЛ. По словам источника “Ъ”, близкого к «Деметра-холдингу», новая компания может быть создана для развития аграрного маркетплейса, объединяющего сельхозпроизводителей, переработчиков, экспортеров, владельцев элеваторов и пр. Разработку проекта подтвердил и другой собеседник “Ъ” на рынке.
«Деметра-холдинг» включает доли в Новороссийском комбинате хлебопродуктов, Объединенной зерновой компании, операторе по перевозке зерна железной дорогой «Русагротранс». Также в холдинг входит Новороссийский зерновой терминал и крупный экспортер «Мирогрупп». Более 50% «Деметра-холдинга» принадлежит ВТБ, остальное у «Агроновы» Таймураза Боллоева и Marathon Group Александра Винокурова и Сергея Захарова.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов полагает, что маркетплейс «Деметра-холдинга» может быть создан на базе сервиса по автоматизации перевозки зерна Smartseeds.
В конце июня стороны объявили о стратегическом партнерстве в рамках цифрового развития бизнеса. Тогда же стало известно, что гендиректором Smartseeds назначен Евгений Тихомиров, который ранее был топ-менеджером Ozon, а также работал над созданием маркетплейсов в eBay и «Яндекс.Маркете». По данным источников “Ъ”, «Деметра-холдинг» планировал покупку Smartseeds, но сделка была заблокирована одним из совладельцев холдинга. В «Деметра-холдинге» сообщили лишь, что разрабатывают разные варианты решений, которые «будут способствовать укреплению позиций агропромышленной продукции России на мировых рынках».
По словам господина Сизова, маркетплейс «Деметра-холдинга» будет потенциально более прибыльным продуктом, чем такой сервис, как Smartseeds, поскольку оператор полноценной торговой площадки может получать комиссию за любую операцию с товаром. Маркетплейс «Агро.Клуба», к примеру, берет с покупателей зерна около 1% от сделки, рассказывал “Ъ” основатель сервиса Егор Кирин. По оценкам директора компании—разработчика цифровой платформы «Агросигнал» Владимира Коршунова, разработка IT-системы может обойтись в десятки миллионов рублей. Но для создания элементов привлечения клиентов (страховки, рейтинги и пр.) потребуются уже инвестиции в сотни миллионов рублей.
Господин Сизов согласен, что вопрос в том, как «Деметра-холдинг» будет привлекать клиентов на маркетплейс: «Если у площадки будет собственный клиринг, она может стать инструментом для повышения безопасности сделок на рынке. Но в таком случае оператору придется брать на себя риски в связи с предоплатой, качеством товара и пр., что в российских условиях часто вызывает вопросы». Если же речь пойдет о простом соединении продавца и покупателя, то концептуально похожие решения уже есть, отмечает Андрей Сизов. Помимо «Агро.Клуба» среди них эксперт называет сервис Direct.Farm. Господин Кирин в пятницу не смог ответить на вопросы “Ъ”, связаться с представителем Direct.Farm не удалось.
Grand View Research оценивает мировой оборот рынка аграрных технологий в $4,7 млрд в 2019 году. А значительная доля России на глобальном зерновом рынке делает местные цифровые решения привлекательными для инвесторов.
Так, в этом году стало известно о привлечении «Агро.Клубом» $1,5 млн от входящей в Райффайзенбанк Elevator Ventures и инвестфонда Speedinvest. Тем не менее, отмечает директор «Прозерно» Владимир Петриченко, российский зерновой рынок — крайне консервативен и большинство сделок здесь заключаются напрямую, без подключения каких-либо сервисов или посредников.
Добавить комментарий