С 1 января 2023 года в России начнется третий этап внедрения федеральной системы отслеживаемости «Зерно». Теперь ее участниками станут зернопереработчики, выпускающие муку, крупы и зерновые завтраки, а также хлебопеки, магазины и рестораны — список обширный. Пока всю необходимую информацию они могут вносить в добровольном порядке, но уже весной это станет обязательным. Примечательно, что многие из тех, кого нововведение коснется совсем скоро, ничего о ФГИС «Зерно» не слышали и толком не понимают, чем все оберется.
Как внедряют систему
Агрохолдинг «Гудвилл» знает, как работает система «Зерно» на собственном опыте. Внедрять ее начали в 2022 году, до наступления «часа Х». Подключились два крупных сельхозпредприятия в Зональном и Советском районах — для них оценка собранного урожая и внесение необходимой информации стали обязательными с 1 сентября.
Сделали это и два перерабатывающих предприятия. Это было необходимо, чтобы по всем правилам принимать зерно у сдатчиков.
Геннадий Ильичев, исполнительный директор компании, отмечает: на первых порах трудности были — электронная система зависала по четыре-пять часов в день, не позволяя в ней стабильно работать.
Были проблемы и с оперативной оценкой сельхозпродукции — в пик уборочной у «Центра оценки качества зерна» оказалось слишком много на это заявок. Но худо-бедно пережить сложный период все-таки удалось.
При этом, по словам Ильичева, среди сдатчиков зерна есть те, кто в системе до сих пор не зарегистрирован. Покупать у них зерно «Гудвилл» готов, но только после того, как все процедуры будут урегулированы.
Надо сказать, что страсти вокруг ФГИС «Зерно» в аграрной среде до сих пор не утихают. В ноябре на экспертном совете в ИД «Алтапресс» известный в Алтайском крае фермер Владимир Устинов открыто заявил: система крайне губительна.
«В это непростое время хочется, чтобы нас услышали. Мы ведь говорили: „Очнитесь, сейчас не тот момент“. Ведь без этой системы мы вырастили рекордный урожай. Чего еще нужно? Зачем нас ставят в положение на букву „Р“? Эта система больно бьет по среднему и мелкому крестьянству, которому и так нелегко. Хочется, чтобы власти все-таки одумались», — заявил Устинов.
Кто будет следующим
Пока сельхозпредприятия со скрипом продолжают осваивать систему, к ней уже обязаны подключаться следующие участники. С 1 января 2023 года ими станут зернопереработчики, хлебозаводы и пекарни, а также магазины и рестораны, покупающие и отгружающие определенный перечень продукции.
С 1 марта эти условия будут обязательными. Вносить нужно будет сведения о рисе шелушеном, муке, крупах, крахмале, зерновых продуктах для завтрака, клейковине и глютене.
Центр агроаналитики, выступающий оператором системы, отмечает: пекарни обязаны, например, вносить сведения о погашении сопроводительных документов на муку, если покупают ее для производства. Также они обязаны оформлять в электронной системе возврат партии в случае несоответствия качества.
Если предприятие дальше перепродает продукцию из зерна или перевозит ее — также необходимо оформлять все во ФГИС «Зерно». Исключением являются продажи физическим лицам.
Таким образом государство намерено составлять баланс входящего и исходящего объема зерна и продуктов его переработки на каждом предприятии.
Что думают хлебопеки
Ирина Королькова, директор барнаульской пекарни «Рунгисъ» и председатель Гильдии хлебопеков края, на вопрос, что она думает о новой системе, ответила честно: «Первый раз слышу».
«Если все, как вы рассказываете, то это еще один дурдом», — заявила Королькова. По ее словам, самой большой проблемой станет поиск специалистов, которые будут работать в электронной системе. «У нас таких людей сейчас нет», — сообщила директор пекарни.
Между тем, обеспокоенность складывающейся ситуацией уже звучала на федеральном уровне.
В Российской гильдии пекарей и кондитеров отмечали, что из 17,5 тыс. существующих в отрасли предприятий, подавляющее большинство относится к малому и микробизнесу, для которого каждое усиление административной нагрузки чрезвычайно губительно.
А все дополнительные расходы, которые придется понести предприятиям, в итоге лягут на плечи потребителей, уверены пекари.
В сентябре этот острый вопрос они обсуждали в Москве и приняли резолюцию с просьбой исключить их сектор из списка участников ФГИС «Зерно», хотя бы до 2024 года. Получили ли они ответ, неизвестно.
А есть ли польза
Виктор Красилов, отвечающий за развитие обширной потребкооперации в Алтайском крае, несмотря на все сложности уверен, что установленные нормы придется выполнять. Как говорится, закон — есть закон.
Мелкая сельская потребкооперация уже пережила внедрение системы оборота алкоголя ЕГАИС и, как положено, подключилась к системе «Меркурий», отслеживающей продажу молочной продукции. «Поэтому нам уже ничего не страшно», — считает Красилов.
Но эксперт уверен: найдутся те, кто будет в любом случае работать по «серым» схемам, в обход ФГИС «Зерно».
Виктор Красилов, председатель совета Алтайского краевого союза потребительских обществ:
Вспомните, когда внедряли систему ЕГАИС, нам говорили, что контрафактного алкоголя не будет, рынок очистится. И что, в России стали меньше пить?
Источник: ALTAPRESS.RU
Добавить комментарий