Правительство Удмуртии обратилось в Минсельхоз России с предложением снизить или субсидировать тариф на железнодорожные перевозки зерна в пострадавшие от засухи регионы ПФО, в частности, в Удмуртию. Об этом было сказано на совещании сельхозпроизводителей и переработчиков у заместителя председателя правительства региона — министра сельского хозяйства Ольги Абрамовой. Эксперты полагают, что такая мера могла бы препятствовать значительному повышению цен на зерно и муку в регионе, пишет Коммерсантъ.
Власти Удмуртии вышли с инициативой о снижении или субсидировании тарифов на железнодорожные перевозки зерна в регионы Приволжского федерального округа в связи с ростом цен на него. Вице-премьер Ольга Абрамова отметила, что с таким предложением к властям Удмуртии обратилась местная хлебная компания. Она напомнила, что аномальная жара, которая наблюдалась летом в ряде регионов России, и в частности, в ПФО, привела к неурожаю и возникновению дефицита зерна, а также росту цен на него. По ее словам, стоимость фуражной пшеницы в Удмуртии поднялась до 16-17 руб. за кг.
«Мы считаем, что субсидирование железнодорожных перевозок способствовало бы снижению логистической стоимости доставки зерна на территорию республики»,— подчеркнула госпожа Абрамова.
Напомним, что из-за почвенной засухи на фоне долгой аномальной жары глава Удмуртии Александр Бречалов в конце июля ввел режим ЧС. Подобные действия были предприняты и в ряде других регионов Поволжья, в частности в Татарстане, откуда Удмуртия получает большую часть необходимого объема продовольственного и фуражного зерна.
Власти Удмуртии призвали сельхозпроизводителей республики не вывозить зерно за пределы региона. Госпожа Абрамова заявила, что если в 2020 году его урожай в чистом весе в регионе составлял 690 тыс. т, то в текущем он прогнозируется на уровне 458 тыс. т.
Вопрос для Удмуртии заключается даже не в возможной высокой цене, а в самом наличии зерна, в частности, продовольственного, считает генеральный директор «Удмуртской хлебной компании» Алексей Малюк. Регион никогда не производил больше 2–3% от его потребности. Большую часть продовольственной пшеницы республика приобретает в соседних зерновых регионах ПФО: Татарстане — порядка 70% и Башкортостане — 30%. «Мы сегодня не можем купить у этих территорий зерно, поскольку там тоже засуха и зерна мало, им самим не хватает. Нам придется везти его даже не из соседних, а из дальних регионов страны — с юга Самарской области, Саратовской, Волгоградской областей, Сибири. Очень большие транспортные расходы будут ложиться на стоимость килограмма муки. Поэтому мы решили попросить наш минсельхоз выйти на минсельхоз России с предложением по обнулению, либо субсидированию железнодорожного тарифа на перевозку зерна в республику»,— рассказал господин Малюк.
Практика такого субсидирования, говорит руководитель компании, существует уже давно. В начале прошлого года, например, когда в стране ощущался избыток зерна, оно с нулевым железнодорожным тарифом шло на экспорт.
Директор Удмуртской хлебной компании утверждает, что мукомолам республики необходимо закупить более 100 тыс. т. продовольственной пшеницы. Но такой острой проблемы с закупкой зерна, как в этом году, на его памяти еще не было.
«Регион нехватку муки пока не испытывает, по закупке пшеницы мы сейчас еще одинаково с прошлым годом идем. Но закупка только начинается, и есть опасения, что в августе, сентябре, октябре, мы сколько нам нужно не купим. Доля нашей пшеничной муки в республике больше, чем завозной – мы обеспечиваем ей и хлебопекарные предприятия и пекарни. Значит эти производства будут ввозить муку и как следствие повышать цены»,— сказал господин Малюк.
Со своей стороны Удмуртская хлебная компания готова отказаться от поставок муки в соседние регионы, если республика будет испытывать ее недостаток, говорит руководитель компании.
Рост цен на муку, по его мнению, если и произойдет, то в октябре, когда, как правило, начинают повышаться расценки на зерно. Но уже сейчас российский минсельхоз говорит, что урожая будет несколько меньше, чем в прошлом году. А вся эта информация влияет на колебания цен. В целом же продовольственное зерно в стране есть и внутренний рынок без него не останется, утверждает директор Удмуртской хлебной компании. «На Алтае урожай на 10% больше в этом году, много зерна и в Волгограде — там, где были дожди, урожай хороший. На юге до 100 ц с га собирают. Зерна нет только в ПФО: средняя урожайность 17–20 ц с га, ранее было 35. Уже на протяжении 3–4 лет округ страдает от нехватки зерна. В прошлом году оно было еще и недостаточного качества. В этом году качество у него хорошее — солнца было много, но оно подсохшее, у него низкая влажность»,— говорит господин Малюк.
С фуражным зерном этим летом проблем в Удмуртии будет не меньше, чем с продовольственным, считает председатель комиссии по АПК госсовета республики Владимир Варламов. Для промышленного животноводства регион всегда завозил фуражную пшеницу, доля собственного производства такого зерна невелика. Субсидии на железнодорожную перевозку кормового зерна станут важной поддержкой для свинокомплексов, птицефабрик, комбикормовых заводов республики, так как его цена только за лето выросла с 11 до 19 руб. за кг.
«Ж/д тариф в доле цены зерна составляет небольшую часть. Но пусть в этих 19 руб. даже 2 руб. будет составлять перевозка, и то ее субсидирование меняет цену зерна. Других возможностей влиять на ситуацию в рамках одного региона у нас нет — нужно решать задачу в масштабах всей страны»,— говорит господин Варламов.
Проблемы с фуражным зерном, как считает руководитель профильной комиссии госсовета региона, в большей степени затронут крупные предприятия промышленного животноводства и птицеводства. Потому что эти хозяйства кормят скот не простым фуражом, а комбикормом, цена которого тоже вырастет — например, уже сегодня цена свиной туши начала расти. Дальше, как считает господин Варламов, пойдет цепная реакция — свинина подтянется к цене говядины, курятина к цене свинины. И цена на молоко тоже поднимется. Повышение цен на фуражное зерно в стране, как уверен господин Варламов, не связано с засухой в ряде регионов страны. Планируемых 100 млн т., по его мнению, вполне достаточно для внутреннего потребления, ведь в обычных условиях в России собирается по 125–130 млн т.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что засуха, наряду с ростом цен продовольствия на мировом рынке, является одним из основных факторов увеличения стоимости зерна. Субсидирование железнодорожных перевозок и другие субсидии для сельхозпредприятий, по мнению эксперта, могут стабилизировать ситуацию, так как расходы на перевозку и логистику — одни из самых крупных.
Старший преподаватель кафедры экономической теории и мировой экономики университета «Синергия» Юлия Тулупникова дополнительным фактором дефицита и роста цен на зерно в 2021 году считает принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступил в силу с 1 июля 2021 года. Закон, в частности, дает экспортерам зерна право оставлять выручку за границей. Перед его принятием экспортеры, по ее мнению, начали активно вывозить из страны зерно в надежде на размещение валютной выручки на иностранных банковских счетах. Кроме того, на прошлой неделе экспортные цены на российскую пшеницу подскочили из-за повышения цен на мировых площадках и на фоне плохих прогнозов по урожаю зерновых в России.
«Масштабное субсидирование транспортных тарифов в перевозках зерна в России до сих пор применялось лишь для стимулирования его экспорта. Распространение подобной практики на внутренние перевозки в регионы пострадавшие от засухи, включая Удмуртию, в принципе, вероятно. В случае подобной меры по снижению или субсидированию тарифа на перевозку зерна однозначно можно ожидать заметного снижения его стоимости для потребителей в регионе»,— считает эксперт.
Добавить комментарий